Герман Борисович Варфоломеев

актер

Заслуженный артист РФ

Дата рождения: 06.12.1962

Место рождения:  г. Уфа, респ. Башкортостан
Образование: Екатеринбургский государственный театральный институт, специальность «Актер театра кукол» (с отличием), мастер курса засл.арт.РФ Дейкина Г.И.
Творческая деятельность
: Заслуженный артист РФ, ведущий актер Екатеринбургского театра кукол. В совершенстве владеет мастерством кукловода и не менее успешно исполняет роли драматического плана. Он способен глубоко проникнуть в суть художественного образа, найти яркий пластический рисунок роли, обладает прекрасными вокальными данными. Участие Варфоломеева в спектакле – это несомненный гарант того, что режиссер получит для работы мыслящего тонко чувствующего актера, способного выполнить задачу любой сложности, а зритель увидит блестящую работу, которая надолго останется в памяти.  Одной из первых крупных актерских работ Герман Борисович можно считать Пьеро в спектакле «Картинки с выставки» (1996г., реж. А. Борок, С. Плотов), удостоенном многих премий и наград, в том числе, и Национальной театральной премии «Золотая Маска». Этот спектакль вот уже 26 лет является украшением репертуара Екатеринбургского театра кукол. Получили высокую оценку критиков и могут служить образцами актерского мастерства его Клавдий в спектакле «THE HAMLET (Деревня)» (2003г., реж. А.Борок) и Клиневич в спектакле «Бобок» (2006г., реж. Г. Лифанов). Несомненной творческой удачей Г.Варфоломеева является исполнение роли господина Шмеля в спектакле «Грибуль-простофиля и господин Шмель» (2010г., реж. Э.Валантен). Этот совместный проект Екатеринбургского театра кукол и театральной компании Эмили Валантен (Франция) стал Номинантом национальной театральной премии «Золотая Маска» в четырех номинациях, в том числе, в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол».

В спектакле «Маленькие трагедии» (2012г., реж. С. Ягодкин) сцена «Моцарт и Сальери» практически безупречна, и во многом благодаря высочайшему мастерству, проявленному Варфоломеевым в исполнении роли Сальери. Можно с уверенностью утверждать, что работа Варфоломеева в этом спектакле стала этапной на пороге его 25-летнего служения театру кукол и в полной мере раскрыла масштаб дарования и широту творческого диапазона.

Очередной большой творческой победой актера можно считать участие в спектакле «Ромео и Джульетта» (2014г., реж. О. Жюгжда). Здесь Герман Варфоломеев выступает в роли брата Лоренцо. Но спектакль сконструирован сложно: куклы каждого из персонажей переходят от актера к актеру, работая на метафору круговорота человеческой жизни, ее цикличности, неизбежности смерти. Его Бенволио – юный раздолбай, близкий по духу молодому зрителю. Предсмертный текст Ромео звучит в исполнении Варфоломеева удивительно точно, проникновенно.

Артист не боится идти на эксперимент, пробуя новые для себя формы работы. В 2016-ом году по инициативе литературно-публицистического журнала «Урал» Варфоломеев вместе со студентами ЕГТИ участвовал в читке пьесы О. Богаева «Пикассо». Используя только возможности своего голоса, мастерски работая с интонациями, Варфоломеев выступил в роли гениального художника. В процессе подготовки он сблизился со студентами, вел их, давая профессиональные советы, направляя будущих артистов. Этот опыт оказался настолько удачным, что в 2017-ом читка с аншлагом повторилась уже на сцене Екатеринбургского театра кукол в рамках третьего литературного фестиваля «Толстяки на Урале». В декабре 2017 года Герман Борисович отметит свой юбилей – 55 лет – еще раз представив зрителям историю о Пикассо.

В спектакле «Дон Кихот» (2018 г., реж. и худ. В. Плотников) Герман Варфоломеев получил возможность раскрыться как артист поющий. Блестящее актерское исполнение песен создает необходимый объем, подкрепляя визуальные образы, усиливая их, давая зрителю дополнительные возможности как для знакомства с авторскими ассоциациями относительно книги Сервантеса, так и для создания ассоциаций собственных.  Актерский голос является полноправным участником спектакля, в полной мере служит воплощению художественного замысла.   

Премии и награды: Четырежды Лауреат премии «Браво!» в номинации «Лучший ансамбль» в 1997 году (спектакль «Картинки с выставки»); в номинации «Лучшая мужская роль» в 2004 году (Клавдий в спектакле «The Hamlet»); в номинации «Лучшая роль в театре кукол» в 2011 г. (Господин Шмель в спектакле «Грибуль-простофиля и господин Шмель»); в номинации «Лучшая роль в театре кукол» в 2013 г. (за роли в спектакле «Маленькие трагедии»);

Лауреат III Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучшая мужская роль» (Клиневич в спектакле «Бобок»), 2006 г. Также эта работа отмечена Премией Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства»;

Почетная Грамота Министерства культуры Свердловской области «За большой личный вклад в сохранение и развитие театральной культуры Урала, многолетнюю плодотворную деятельность, высокий профессионализм и в связи с 75-летием со дня образования Екатеринбургского театра кукол» (2007 г.);

Почетная Грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга «За высокое мастерство, яркое и плодотворное служение искусству театра кукол, за значительный вклад в развитие культуры города Екатеринбурга». (2007 г.);

Благодарность Свердловского регионального отделения Союза театральных деятелей России (2007 г.);

Лауреат VIII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (спектакль «Ромео и Джульетта») (2016 г.).

Почетная грамота СТД РФ «За многолетнюю плодотворную творческую работу в области театрального искусства, высокий профессионализм, активное участие в осуществлении проектов Свердловского отделения СТД РФ и в связи с 85-летием Екатеринбургского театра кукол» (2017 г.). 

 


Участие в репертуаре

Господин Шмель
Пастух
Командир спасателей
Ворон Карл
Февраль, Профессор
Текст от автора
Дроссельмейер, Звездочет
Доктор Борнглэйд
Шут
Волшебник Оз, Мышь-министр, Страж ворот Изумрудного города
Ведьма Кротервайс
Царь Горох
Пес Тило
Егор, Инженер, Доктор, Генерал-губернатор
Клиневич, Тарасевич
СГАНАРЕЛЬ, сын Педрильо
Пьеро
Петр Николаевич Сорин, помещик
Клавдий
Соловей
Герцог де Маликорн, Мастер Нинош
Кот Базилио
Порфирий Владимирович Головлев
Участники концерта
Морозко, Медведь
Белый Кролик
Жид, Барон, Сальери, Председатель
Носорог
Доктор Дуллитл
Монах Лоренцо, Бенволио
Пикассо
Церемониймейстер
Визирь Мансор
Архиепископ
Сэр Кроу, советник короля
В спектакле заняты
Страшила
В спектакле заняты

Пресса

"ГРИБУЛЬ" НА "МАСКЕ"

Телеканал "КУЛЬТУРА", "Новости культуры", ночной выпуск 1.04. 2011

АЛИСА В СВОЕМ УМЕ

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 6 (12), 2013 г.

БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ И РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ

Владимир СПЕШКОВ Самара - Екатеринбург - Челябинск , газета ЧЕЛЯБИНСКИЙ РАБОЧИЙ, 23 сентября 2010 г

ВИДИМАЯ ИСТОРИЯ, НАПИСАННАЯ НЕВИДИМЫМИ ЧЕРНИЛАМИ

Анастасия МОШКИНА, сайт КУЛЬТУРА.ЕКАТЕРИНБУРГ.РФ, 01 Марта 2018

ВОЛШЕБНАЯ ИГРА МЕТАМОРФОЗ

Наталья СУББОТИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 апреля, 1999 г.

ВОЛШЕБНЫЕ КУКЛЫ ГЕРМАНА

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 14 декабря 2012

ГЕРМАН ВАРФОЛОМЕЕВ: «ЭТО УЛЫБКА СУДЬБЫ МОЕЙ»

Марфа НЕКРАСОВА, газета фестиваля «Золотая Маска» №3 (23.03 – 04.04 2011 г.)

ГЛОБАЛЬНАЯ СКАЗКА НА КАМЕРНОЙ СЦЕНЕ

Ирина Киселёва «ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН», апрель 2010 г.

ГРИБУЛЬ — ЭТО Я

Галина БРАНДТ. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, июнь 2010 г.

ДОМ, ГДЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

Лариса НЕМЧЕНКО. Журнал ВИТТА №19 (1998)

ЖИВ, ПЕТРУШКА!

Лариса ПЕТРОВА. "ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЕКАТЕРИНБУРГ. Культурные события Урала". 25 июня 1999 г.

ЗАКУЛИСЬЕ. РАБОТА С КЛАССИКОМ

КУЛЬТУРМУЛЬТУР. Новости культуры. Афиша мероприятий. Рецензии. Интервью. Спецпроекты. Фотографии. 14 мая 2012

ЗНАКОМЬТЕСЬ — ПРОСТОФИЛЯ ГРИБУЛЬ!

Алла ЛАПИНА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ №216 (27400), 20 ноября 2009 г.

И СМЕХ, И СМЫСЛ, И КУРАЖ

Дарья МИЧУРИНА, САЙТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 20 Декабря 2016

КТО ЕСТЬ КТО

Анна НЕКРЫЛОВА, Анна ИВАНОВА. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, № 17, март 1999 г.

КУКЛЫ ИГРАЮТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Марина ШЕЛЕПОВА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ, 10 июня 2015 г.

МАГНИТОГОРСКИЙ РЕЖИССЁР ПРЕДСТАВИЛ ЗРИТЕЛЯМ "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ"

Наталья ПОДКОРЫТОВА, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА, 6 июля 2012 г.

ПЕЧКА ИЗ ВАЛЕНКА

Алла ЛАПИНА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ, спецвыпуск Парк культуры, 26 сентября 2012 г.

ПРИДУМАТЬ ИМЯ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 20 декабря 2016 г.

РОМАНТИЗМОМ ПО КАПИТАЛИЗМУ. ПОЭЗИЕЙ ПО «ПРОЗЕ»

Лев ЗАКС. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ, июнь 2010 г.

СПЕКТАКЛИ ВПИТЫВАЮТ В СЕБЯ НОВЕЙШИЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Станислав СОЛОМАТОВ, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА, 11 января 2013

ТЕАТР ИГРАЕТ «В АЛИСУ»

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 июня 2013 г.

ШЕКСПИР ТАНЦУЕТ ПЛЯСКУ СМЕРТИ

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №(9)25 ноябрь 2014 г.

ШМЕЛИНЫЙ ЗАМОК В САЛОНЕ РОМАНИСТКИ

Екатерина ШАКШИНА. газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ №262 (14807), 20 ноября 2009 г.

«ГРИБУЛЬ» С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ

Алла ЛАПИНА, УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ № 39 (27468), 6 марта 2010 г.

«ДОН КИХОТ»: EX LIBRIS ТЕАТРА, ИЛИ СОН-КИХОТ С ШИРОКО ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Кира ОСИПОВА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 3 (59), март 2018 г.

«ЙОРИКИ» И ЛЮБОВНИКИ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 октября 2014 г.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА» С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ И ОТКРЫТИЯМИ

ЕкатеринаШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ № 185 (15322), 28 сентября 2011 г.

«СЛУЖУ ЛЯЛЬКАМ...»

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 21 сентября 2012