ДОМ, ГДЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

09
Октябрь

Впервые я увидела Свердловский театр кукол сорок лет назад. Обшарпанное одноэтажное здание на Ленина, 15 с нецивилизованным туалетом. Несколько тесно заставленных комнат. Тут и репетиционная, и бутафорский цех, и дирекция, и еще Бог весть что. Кочевой образ жизни. Старая грузовая машина, обтянутая брезентом, позже уступившая место загазованному автобусу-инвалиду. Выезды по городу и окрестностям, 3-4 спектакля в день, гастроли, дороги, дороги, дороги... "Придорожная пыль - пудра петрушечников". Вместе с актрисой Анной Васильевной Заякиной "гастролируют" трое ее детей - некому подкинуть.

Вот с нее, с Заякиной, все и началось. В 30-м году группа ТЮЗовских актеров, в которую входила и Анна Васильевна, сыграла в куклах незатейливую пьеску "Степка-растрепка".  А через 2 года эта группа получила статус  городского театра кукол. Заякина первой в театре станет заслуженной артисткой России. Рядом с ней пройдут сквозь годы актеры Александр Оберюхтин и Петр Белоусов.

В конце 50-х в тесных комнатах на Ленина, 15 возникает могучая фигура Марии Георгиевны Логиновской. Актриса, педагог, человек с мощным зарядом творческой энергии, она стремится обновить театр. Но ни одно учебное заведение страны в то время не готовит актеров-кукольников. И тогда Логиновская организует театральную студию. Она набирает ребят сразу после школы и, еще неоперившихся, вводит в спектакли, чтобы на практике, на ходу перенимали опыт старших. Занятия в студии чередуются с выездами и идут до полуночи.

В 1963 году студийцы Логиновской без отрыва от работы стали студентами Свердловского театрального училища, отделения "Актер театра кукол" - с них оно и началось. А в 1964-м после 32 лет скитальческой жизни театр наконец обретает собственный прекрасный Дом в центре города.

Главным режиссером театра становится один из выпускников недавно открывшегося кукольного отделения ЛГИТМИКа Юрий Набоков. Вместе с замечательными свердловскими художниками Геннадием Мосиным и Михаилом Брусиловским он создает первый экспериментальный спектакль на свердловской сцене - "Матрешки и Ванька-встанька" М.Лившица, красивый, необычный, странный. Но об экспериментах - чуть позже.

Сначала о тогдашнем директоре театра Вере Павловне Михайловой. Именно она, человек жесткий и сильный, "пробила" строительство нового здания. Именно она в течение четырех долгих лет сумела подчинить всю жизнь театра тому, чтобы молодые могли полноценно учиться.

Старания не были тщетными - этот выпуск училища оказался сильным, ярким: он стал опорой театра в 60 -  80-е годы, а четверо из выпускников - заслуженными артистами. Галина Шатковская, Ирина Грачева, Галина Дейкина и Анатолий Герасимов.

Теперь вернемся к экспериментам. Настал их час. Рядом с Набоковым - молодой Роман Виндерман, тоже выпускник ЛГИТМИКа, пришедший в театр в 1969 году. И тут, как в фантастическом сне, кукольная сцена начинает менять свои привычные очертания. Ширма приобретает  самые причудливые формы. А потом актер выходит из-за ширмы, надежно скрывавшей его в течение столетий. Выходит сначала робко и не очень умело, затем все чаще и смелее. Иногда с куклой в руке, а то и как драматический актер, "живьем". И вот уже из многих спектаклей ширма выброшена вовсе, и возникли совершенно необыкновенные куклы, которых никогда прежде не было. Актер переставляет их, водит по планшету сцены, носит, свободно перемещая в пространстве...

Так начался процесс создания новой театральной эстетики. С быстротой лесного пожара лихорадка переосмысления всех существующих в искусстве кукол  законов и норм охватывает театры страны. Наш Кукольный был одним из первых на этом пути. А Роман Виндерман  один из главных "поджигальщиков" - становится в 74-м и главным режиссером Свердловского кукольного. Развитие новых выразительных средств дало бесценную возможность после десятилетий заточения в рамках несовершенной, а чаще просто примитивной драматургии, обратиться к большой литературе. Виндерман  приводит на сцену и "Швейка" Гашека, и "Недоросля" Фонвизина, и "Баню" Маяковского, и "Сирано де Бержерака" Ростана, и прекрасных детских авторов. Вместе с ним преобразуют сцену художники Стас Иванов и  Александр Казначеев. Ветер перемен видоизменил и профессию актера. Оставаясь кукольником, он должен быть теперь и драматическим актером, и мимом, "и акробатом, и мыслителем". Все они, создатели нового театрального мира - режиссеры, художники, актеры, - шли нехоженными дорогами, шли наощупь, делали открытия, рисковали, терпели поражения, выигрывали.

Дошли ли? Дорога к совершенству не имеет конечной остановки. А "путь и далек, и долог". Но смело можно сказать, что в 70-80-е годы в театре сформировалась сильная труппа. Успешно работают актеры Тамара Голубкова, Валерий Тарасов, Эдуард Еремееев, Татьяна Ахлюстина, Лидия Потапова, Любовь Тарасова, Альбина Сухоросова, Тамара Ткач, Лариса Письменная и другие. А рядом молодые: Светлана Медведева, Андрей Ефимов, Ирина Кузьмина.

Во второй половине 80-х "куклы" завершили завоевание нового художественного пространства. Буря стихла. Настала пора разработки, осмысления достигнутого, поисков своего места в перестроечную эпоху.

Главным режиссером в 89-м становится Владимир Гаранин. Художник со сложным и глубоким внутренним миром, он тяготеет к небанальным, поэтическим решениям. Но порой его спектакли оказываются слишком зашифрованными, и Гаранин упорно доводит их до кондиции, иногда в течение 2 сезонов. Именно так долго созревал "Пиноккио" по сказке Коллоди, одна из самых серьезных его удач: философский спектакль о театре, о жизни, об их взаимодействии и взаимопроникновении. Его спектакль для детей "По зеленым холмам океана" С. Козлова отмечен как лучший  на областном фестивале театров кукол.

В первой половине 90-х годов, в том числе и в спектаклях Гаранина, оформилось следующее поколение актеров. Лидируют Андрей Тушканов и Герман Варфоломеев: и тот , и другой на областных фестивалях театров кукол завоевывают первые места за лучшую мужскую роль. Герман - за роль Волка в спектакле "По зеленым холмам океана" в Н. Тагиле в 89 г., Андрей - за главную роль в "Пиноккио" в Екатеринбурге в 93 г. (Сценография того и другого спектакля - тонкого, интересного художника Андрея Золотухина).

Галина Дейкина с крошечным Зайчонком в руке из "Зеленых холмов" в областном конкурсе СТД на лучшую роль года выигрывает в соревновании не только среди кукольных, но и драматических, и музыкальных актрис.

А тем временем в театре нарастает тревога. Здание ветшает. В который раз прорвало трубы - погибли декорации и куклы. Грозят рухнуть деревянные перекрытия. Пожар - и театр снова бездомный...

Все это было вчера. А что же сегодня? Прекрасный, вновь отстроенный дом. Так и тянет рассказать, какая там малая сцена и прочие чудеса, но посмотрите все сами. Спасибо городу: осуществить в наши дни сложнейшую капитальную реконструкцию - не простое дело. Вряд ли таким зданием может похвастаться еще какой-нибудь театр кукол России. Спасибо директору театра Петру Стражникову - он вложил в это строительство много нервов и сил.

Первыми  перешагнут порог нового здания "Картинки с выставки" - театральная фантазия  на тему фортепианных пьес М. Мусоргского в свободной обработке композитора Сергея Сидельникова. Сочинили либретто трое - режиссеры Александр Борок и Сергей Плотов и художник Андрей Ефимов. В этом спектакле параллельно, во внутреннем взаимодействии, живут актеры и двигающиеся по полу маленькие куклы... Музыка. Пантомима. Пересказать все это так же непросто, как пересказать музыку. Но это сделали критики Москвы, Питера и Екатеринбурга после того, как на спектакль обрушился звездопад наград.

Главная из них - национальная премия "Золотая маска"-97, которую А. Ефимов получил как лучший художник-кукольник года. Такое и в истории "Маски", и в истории провинциальных кукол случилось впервые. Андрей действительно замечательный художник. Хотелось бы рассказать и о его спектакле "Огни забытого трактира" (под названием "Иллюзион" он в репертуаре театра), где Андрей выступил в роли драматурга, режиссера, художника и актера. И о том, как он сумел возродить забытое искусство средневековых механических кукол - это лишь малая часть его конструкторских открытий, воспринимающихся в спектаклях как чудо.

Однако успех "Картинок" принадлежит не только ему. Это успех и режиссеров, и композитора, и актеров. В областном конкурсе на лучшую театральную работу года среди театров кукол первенство завоевал не только Ефимов, но и весь актерский ансамбль - А. Тушканов, Г. Варфоломеев и совсем молодые Наталья Вотинцева и невидимый зрителю кукловод Евгений Сивко.

В репертуаре театра еще 14 спектаклей, пять из них поставила режиссер А.Сухоросова. Сейчас театр обустраивается, строго отбирая из своего хозяйства то, что будет соответствовать новым прекрасным стенам, и еще стремится осмыслить свой путь в завтра, нащупывает пути создания новой художественной программы.

Зритель верит в свой театр. На его глазах при жизни одного поколения из бродячей полупрофессиональной труппы вырос коллектив, способный решать самые дерзкие творческие задачи.

Зритель любит свой театр. Зритель ждет.

 

К списку публикаций