Владимир Николаевич Гаранин

главный режиссер

Дата рождения: 01.10.1954

/1954-2002гг/

Заслуженный артист республики Башкортостан

Место рождения: с.Кстово, Горьковской обл.

Образование: Горьковское театральное училище, «Актер театра кукол» (1978г.); ЛГИТМиК, «Режиссер театра кукол», мастер курса Наумов Н.П. (1991г.)

Творческая деятельность: актер Башкирского государственного театра кукол (1978-1988 гг.); очередной, затем  главный режиссер Свердловского (Екатеринбургского) театра кукол (до 1995 г.) , главный режиссер Новоуральского театра кукол «Сказ», преподаватель Екатеринбургского государственного театрального института (1994-1998гг.), главный режиссер Екатеринбургского театра кукол (1998-2002гг.)

Если человек хочет испортить себе жизнь, он становится режиссером. Володя Гаранин встал на этот скользкий путь, еще будучи студентом актерского отделения Горьковского театрального училища. Уже тогда он поставил дипломный спектакль «Маугли» со своими однокурсниками. Дальше - больше. Работая актером в Уфимском театре кукол у известного режиссера В. Штейна, Гаранин стал автором трех постановок. Это русская «Репка», японская сказка «Журавлиные перья» и «Любовь дона Перлимплина» Г. Лорки.
Свою самостоятельную работу с актерами по Лорке Гаранин рискнул повезти на один из фестивалей театров кукол Урала. И... получил там по первое число. Сценическая фантасмагория Гаранина взбудоражила всех. Мнения разделились. Одни называли «Перлимплина» провальным спектаклем, другие провозглашали рождение нового талантливого режиссера.И зачем ему понадобилась эта нервотрепка? Ведь был прекрасным актером, работал в хорошем театре у маститого режиссера. Звание заслуженного артиста, которого некоторые актеры ждут всю жизнь, получил очень рано. Но Гаранин не был бы Гараниным, если бы поступи иначе.
Когда Володя поступал на заочный курс режиссера театра кукол Ленинградского театрального института, кто-то нагадал ему, что учеба будет трудной. Но первые два курса, пока он работал в Уфе, пролетели незаметно. Гаранин блистал в учебных этюдах и как актер, и как режиссер. Его институтская одноактовка по «Стриптизу» С. Мрожека вызвала бурю восторга своей цельностью, лаконизмом решения, юмором.
Но Гаранин сам положил конец благополучию. Будучи студентом третьего курса, переехал в Свердловск и стал вначале очередным, затем главным режиссером театра кукол. Вот тут-то и сбылось печальное пророчество гадалки. Спокойной учебы и работы как не бывало.
К моменту его переезда из Уфы Свердловский кукольный основательно лихорадило. К началу сезона в театре не оставалось ни одного режиссера и художника. Труппа осиротела. Поэтому после краткого знакомства с актерами молодому режиссеру пришлось сразу браться за постановку. Первые два спектакля он ставил с художниками, в театре кукол никогда не работавшими.  «Улыбку судьбы»  Т. Шишовой, И. Медведевой делали живописцы М. Сажаев и Г. Логинова. «По зеленым холмам океана» С. Козлова оформил молодой художник-мультипликатор А. Золотухин. Гаранину захотелось рискнуть, поработать с «дилетантами». А вдруг да возникнет новое, дотоле неизведанное решение?..
…Мало кому удается из плохой пьесы сделать хороший спектакль. Чаще - наоборот. А у Гаранина это получается. В пьесе для него важней всего тема: судьбы, мечты, творческой свободы, любви... Пьеса - толчок для его фантазии, и не более. На ее материале этот великий выдумщик создает свой особенный авторский мир… Когда Гаранин начинает рассказывать о своем видении будущего спектакля, все снова поражаются: «Ну, ты даешь! В пьесе все не так!» Он, как всегда, делает удивленные глаза и ласково отвечает: «Все по пьесе. Ни слова не менял».  Можно спорить, доказывать ему, что решение спектакля недостаточно продуманно, нелогично и т. д., и т. п... Гаранин, конечно, выслушает, но затем возразит: «Художник имеет право быть не очень понятным». Он скажет, что спектакли рождаются, а не выдумываются. Что он ненавидит все до мелочей продумывать с самого начала: тогда репетировать скучно. Что...
Нет, не переубедишь. В принципиальных вопросах главный режиссер СГТК - тверд. Он, например, уверен, что нет специального искусства «для детей». Поэтому намеренно не ставит простеньких спектаклей. В своей работе «Волшебная лампа Аладдина» Гаранин на материале детской пьесы постарался создать... миф о сотворении мира. Ни больше, ни меньше. В высшей степени доверяя ребенку, он обогатил спектакль множеством ассоциативных связей. На сцене возник обобщенный образ Востока, в котором ощутимы индийские, арабские, египетские мотивы...
Пряный экзотический мир «Волшебной лампы Аладдина» так не схож с акварельными полутонами «Холмов»... Неожиданный Гаранин, противоречащий сам себе, о чем поведаешь нам завтра?

 Вечерний Свердловск  № 261 17 ноября 1990 г. Отрывок из статьи Ирины Журавлевой Гаранин против Гаранина



Пресса

"ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ" ЗАГОВОРИЛ НА САНГА

Лариса ПЕТРОВА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 октября 1999 г.

ДОМ, ГДЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

Лариса НЕМЧЕНКО. Журнал ВИТТА №19 (1998)

НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ЧАСАХ — БЕЗ ДЕСЯТИ ВЕК

Семен ВЯТКИН, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 9 (105), ноябрь, 2022 г.

ПРАЗДНИК В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ

Марина МЯСНИКОВА, газета АИФ-УРАЛ, сентябрь 1998 г.