ПРАЗДНИК В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ

25
Сентябрь

Новый терем-теремок с причудливыми ареами, балкончиками и зеркалами, как "по щучьему велению", вырос недавно в самом центре Екатеринбурга. "Как в сказке!" - восхищенно ахали прохожие, наблюдая за реконструкцией  Екатеринбургского театра кукол. И вот, наконец, новый старый театр открыл свои двери для детворы.

6 ноября куклы праздновали день рождения театра. Первый раз в новом здании. О прошедшем фестивале, новом здании и планах на будущее наш разговор с директором Екатеринбургского театра кукол, председателем Уральского отделения Российского центра УНИМА (Международная организация кукольников) Петром СТРАЖНИКОВЫМ.

 

... О НОВОМ ДОМЕ

Здание, действительно, редкое. Мы до конца его еще не освоили. Оно отличается оригинальным интерьером и уникальным техническим оснащением. Специалисты говорят, что это аппаратура XXI века, у нее колоссальные возможности, фестивальная публика ходила здесь, буквально открыв рот. И главное, что она уже запущена и работает.

В большом зале - английский свет, австрийский звук, опускающаяся и поднимающаяся гидравлическая сцена, которую мы практически еще не задействовали. Она увеличилась на треть. Малый зал по своей ауре мне нравится даже больше, чем большой. Во время фестиваля это было место наибольшего скопления публики. Камерный, с трансформирующейся сценой, он дает возможность полушепота и близкого общения, что особенно ценно для театра кукол. У нас есть ряд готовых спектаклей, предназначенных для этого зала: "Картинки с выставки", "Потешки", "По зеленым холмам океана". Возможно, "Иллюзион". И совсем новый спектакль "Поющий поросенок", который еще никто не видел.

Здание нами выстрадано! В его проектирование, дизайн столько вложено. Был объявлен конкурс, предложено 5 вариантов интерьеров. Идея рождалась совместными усилиями. Мы с Андреем Ефимовым тоже вначале обдумывали, что мы хотим, чтобы театр не был похож ни на драму, ни на ТЮЗ. Хотелось разрушить соразмерность пропорций, чтобы не только ребенок, но и взрослые почувствовали себя детьми в этом пространстве, чтобы возник мир каких-то великанов, где человек ощущает себя немножко маленьким. Эта идея заложена в интерьере.

Размышляя о будущем, мы обратились к Гуманитарному центру "Театр" и попросили детей пофантазировать, каким они видят свой театральный дом. И дети такое напридумывали, что взрослым во сне не приснится: живой стул, живая ложка и чашка - в кафе; входы в зрительный зал - для лилипутов и для великанов; летающий Пегас, на котором можно отдохнуть, посидеть, сфотографироваться. У детей фантазия работает совершенно удивительно.

Эти рисунки оплодотворили идеи, которые мы рассматривали и использовали в интерьерах

Здание необычно и внешне, и внутренне. Оригинально и наше маленькое театральное кафе. Здесь можно устраивать литературно-музыкальные гостиные. Свердловские барды уже несколько раз обращались ко мне за этим. Таким образом, у нас одновременно могут идти и детские, и взрослые спектакли, и литературно-музыкальные встречи.

 

... О ПРОШЕДШЕМ ФЕСТИВАЛЕ

Этот фестиваль в России - старожил. Ему 22 года. Он переходит из города в город. В 1996 году эстафету в виде шпаги от Тюмени принял Екатеринбург. Мы приложили все силы и успели подготовиться к сроку. Еще в ночь перед открытием продолжались подготовительные работы на сцене.

Фестиваль развивался по нарастающей. Было выпущено 4 номера газеты. Работал пресс-центр. Мы пригласили всех мэтров Уральской зоны: главного режиссера Магнитогорского театра В. Шраймана; Председателя Российского Центра УНИМА, главного режиссера Воронежского театра В. Вольховского; главного художника того же театра Е. Луценко;  главного режиссера Рязанского театра В.Шадского; бывшего главного режиссера нашего театра Р.Виндермана  и зав. литературной частью Л.Петрову, ныне работающих в Томском театре. Мы их короновали. Фестиваль стал одновременно и творческой лабораторией, и конкурсом. Шли очень полезные обсуждения. Шрайман призывал: "Нам нужно знать, на каком свете мы находимся, в каком состоянии наш жанр!" А конкурс был введен впервые по инициативе нашего театра. Кто-то принял его, кто-то нет. Фестивали Уральской зоны издавна были экспериментальными. На них всегда стремились попасть, даже из-за границы. Уральская зона, будучи неким генератором идей в нашем жанре, определяла направление развития кукольного искусства, причем не только в нашей стране.Объясняется это тем, что у нас работали, в основном, ученики профессора Королева, основателя первой в мире кафедры театра кукол в Ленинградском театральном институте, ставившим "Мастера и Маргариту" в кукольном жанре.

Вообще нельзя проводить параллель между драмой и театром кукол. Это два совершенно разных искусства. Если в драме основа - слово, то в театре кукол - пластика, движение. На Западе существует совершенно четкое определение - "анимационное искусство", т.е. оживление мертвой материи. И если уж проводить параллель, то кукольный театр гораздо ближе к балету, искусству пластическому. Те кукольные спектакли проигрывают, где есть обилие словесного материала. Кукла не выдерживает длинных монологов, ее сила в движении.

 

...О НОВОМ СЕЗОНЕ

Вы знаете, как ни парадоксально звучит, те сложные условия, которые мы пережили за последние два года, нас закалили. Несмотря ни на что, у нас были серьезные достижения. Это и "Золотая маска", и чисто экспериментальная работа - спектакль для взрослых "Дон Жуан".

Давным-давно нас греет мысль о том, что театр кукол - это то редкое исключение среди других видов театра, где взрослые и дети могут смотреть один и тот же спектакль, каждый на своем уровне, улавливая разные его смыслы: ребенок воспринимает - некий первый, чисто содержательный пласт, а взрослый - тончайшие подтексты. Замечательный режиссер и актер, недавно от нас ушедший, Ролан Быков говорил, что искусство не бывает детским или взрослым, оно универсально по своей природе, если только это - настоящее искусство. Я сторонник именно такой точки зрения. Один из немногих спектаклей, действительно, универсального типа - "Картинки с выставки". Однажды я смотрел его со своим шестилетним сыном. Дети шепотом задавали массу вопросов по сюжету, в то время как взрослые разгадывали философию этого спектакля: проблемы жизни, любви и смерти.

Сейчас у нас находится в производстве новый спектакль "Соловей" по сказке Г.-Х.Андерсена, режиссером и художником которого является Андрей Ефимов, а музыку пишет Сергей Сидельников. Владимир Гаранин капитально возобновляет "Волшебную лампу Аладдина", "Золушку" и "По зеленым холмам океана". К Новому году драматург Евгений Касимов, режиссер Альбина Сухоросова и художник Юлия Селаври предпринимают интересную попытку создать некое единое праздничное представление, которое будет проходить и в зале, и в фойе, так сказать, "от порога до выхода". А затем та же Альбина Сухоросова в содружестве с художником Андреем Мелентьевым поставит спектакль "Теремок". К 200-летию А.С.Пушкина мы выпустим премьеру "Руслан и Людмила", где художником вновь выступит Андрей Ефимов. Кстати сказать, совсем недавно, в конце сентября, Андрей вместе с небольшой творческой группой побывал в г.Магдебурге в Германии, где наши артисты показали свой замечательный спектакль "Картинки с выставки", после чего получили приглашение выступить на Всемирном конгрессе УНИМА, который состоится  в 2000 году. Это очень крупное событие, подобное знаменитым театральным фестивалям в Авиньоне.

 

К списку публикаций