Альбина Александровна Сухоросова

Режиссер-постановщик

Дата рождения: 17.01.1948

1948-2018 гг
Место рождения:
г. Горький.
Образование: студия театра юного зрителя (
1966 г.), заочное отделение Свердловского театрального института по специальности «Актер драматического театра и кино» (мастер курса В. И. Анисимов, 1987 г.).
Творческая деятельность: В
1969 г. была принята на работу в качестве актрисы вспомогательного состава в Свердловский театр кукол. Как постановщик спектаклей начинала с самостоятельных работ: «Граф Нулин» А.С.Пушкин, «Иудушка» по мотивам романа Господа Головлевы М.Е.Салтыкова-Щедрина. В 1984 г. был поставлен спектакль в первой редакции «Сказка времени» по мотивам сказки «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х.Андерсена, который успешно гастролировал в Чехословакии.
Далее идут официальные постановки в театре: вторая редакция спектакля «Сказка времени», спектакль по мотивам сказки Одоевского «Морозко», «Теремок» С.Я.Маршак, «Щелкунчик и Мышиный король» Э.-Т.-А.Гофман, «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак, спектакль-фантазия «Сказка ложь, да в ней намек...», новогодние представления «Ни в сказке сказать, ни пером описать» (1997-98 гг.), «Там, на не ведомым дорожках...» (1998-99 гг.), «Баллада о Морской царевне» В.Сизов, А.Орлов и др.
Особые приметы: Приглашалась на постановки в другие театры: Краснотурьинский театр кукол  «Царевна-лягушка» (1991), «Серебряное копытце» (1993); Нижнетагильский театр кукол  «Сказка о царе Салтане» А.Пушкина (1992).
Награды: Почетная грамота Управления культуры г. Екатеринбурга «За высокий уровень профессионализма, большой вклад в развитие театрального искусства г. Екатеринбурга и в связи с 30-летием творческой деятельности»;
Почетная грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга «За большой вклад в развитие искусства тетра кукол, многолетний добросовестный труд, высокие профессиональные достижения и в связи с 40-летием творческой деятельности»,
Почетная грамота Министрества культуры РФ

 

«Каждый из нас в детстве - режиссер своего кукольного театра. Но лишь для немногих это становится профессией.

Любой пишущий (графоманы и халтурщики не в счет!)  - уже режиссер. Он выстраивает действие, расставляет «знак препинания» в мизансценах. Точные ремарки - азимут для будущего постановщика, подсказка. Выразительный подтекст - возможность для ассоциаций. Ну, а если нет ни «подсказки», ни вообще - пьесы?.. Кукольные театры давно осознали: с детской драматургией - большая напряженка.
Эй, кто там наивно полагает, что сотворить пьесу по знакомой сызмальства сказке - пара пустяков?! Дудки! Вспомните школьные изложения. Один текст читается для всего класса. А потом тридцать «светлых голов» пытаются каждый по-своему пересказать его на бумаге. Увы, в лучшем случае лишь двое-трое делают это внятно, интересно и сохраняя авторский стиль. А режиссерская разработка - это даже не изложение. И не арифметика, где «от перемены мест слагаемых сумма не меняется». В драматургии и режиссуре «от перемены мест слагаемых» еще как меняется-то все!
- Это похоже... - Альбина Александровна ищет понятное сравнение, - на высшую математику, со многими неизвестными. И прежде всего ты как режиссер, автор инсценировки должен ясно представлять, ПОЧЕМУ тот или иной герой поступает ИМЕННО ТАК. От этого будут зависеть интонации, мизансцены, ритм всего действия.
Детская драматургия рождалась из детской прозы. Благо, в последней - поистине россыпи бриллиантов. Гофман, Перро, братья Гримм, Андерсен, Бажов, народные сказки... Сегодня в Екатеринбургском театре кукол идут «Стойкий оловянный солдатик», «Щелкунчик и Мышиный король», «Синюшкин колодец», пересказанные для сцены режиссером А. Сухоросовой. И каждый раз едва ли не самым мучительным этапом был «застольный», когда по ночам, в тишине и уединении, в давно знакомом сюжете постигалось это сокровенное и необходимое - ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАК.
Режиссер - невидимая профессия, едва ли не самая загадочная в театре. Режиссер кукольного спектакля - тайна в квадрате. Так мне кажется. И с занудством дилетанта я пытаюсь выведать секреты ремесла, где действующие лица - всего лишь куклы. Альбина Александровна терпеливо улыбается на расспросы, однако припоминает, что когда-то («Господи, уже 30 лет назад»), придя из ТЮЗа в «куклы», и она сама примерно так же недоумевала: как тут играть-то, в этом театре? «Дали мне в руки куклу. Она здоровая, серая какая-то. И говорят: надо сыграть печаль...» Теперь-то Альбина Александровна знает: законы режиссуры в театре, в любом жанре, - одни и те же. Драматический спектакль «Господа Головлевы», который ей случилось поставить, окончательно убедил ее в этом. Разница - единственная, но существенная: иное пространственное решение. …В миниатюрном кукольном пространстве лишний шаг влево - шаг вправо, сделанный невольно актером, способен изменить смысловое решение, а то и вовсе разрушить спектакль.
…Параллельно с «Мартынко», премьера которого вот-вот состоится и завершит нынешний сезон в театре, режиссер А. Сухоросова и художник Ю. Селаври работают над «Русалочкой» Андерсена. Премьерой ее откроется следующий сезон, поэтому Альбина Александровна, хоть и посвятила в некоторые тайны жанра  и будущего названия спектакля, но... Молчу. Знаю, что режиссеру не по сердцу «звон», который уже начался в печати вокруг кукольной «Русалочки». «Преждевременные разговоры и хвалебные авансы ой как не к добру бывают», - морщится Альбина Александровна. Но одно сказать, наверное, все-таки можно: это будет опять романтическая сказка, которые режиссер А. Сухоросова любит особенной любовью. И еще. «Русалочку» ей хочется сделать, условно говоря, по принципу «Шекспир для детей». Доходчиво о вечном. «Русалочка» изначально соответствует этому. В притче о любви и самопожертвовании сказочник Андерсен поднимается до шекспировских высот.
- А именно так, на равных, и нужно говорить с детьми. Они сейчас гораздо быстрее взрослеют. И слава Богу, что и кукольный жанр уходит от прежнего сюсюканья в диалоге со зрителем...
Дети изменились. Это правда. Одно только осталось в них, как и прежде, - всепоглощающая святая вера в «предлагаемые обстоятельства», особенно когда «действующие лица» - любимая забава, куклы. Однажды Альбина Александровна взяла на репетицию внука (не с кем дома было оставить). Пятилетний Гриша сосредоточенно и с интересом наблюдал за происходящим. Тихо морщился, когда она останавливала действие, чтобы дать указание актерам, осветителям... Снова смотрел и снова морщился. А когда она в очередной раз попыталась остановить действие, внук, не отрывая взгляда от сцены, серьезно произнес:
- Баба, помолчи, а...

И, подавив улыбку (а заодно и авторское самолюбие), она поняла: все, Сказка уже повела пацана за собой.»

Областная газета  1 июля 2000г.Отрывок из статьи Ирины Клепиковой   Кто-кто в «Теремочке» живет?.. 



Пресса

"ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ" ЗАГОВОРИЛ НА САНГА

Лариса ПЕТРОВА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 5 октября 1999 г.

А У НАС — СКАЗОЧНО!

Людмила ШЕГАЛ, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, октябрь 2013 г.

ДОМ, ГДЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

Лариса НЕМЧЕНКО. Журнал ВИТТА №19 (1998)

ЕЕ «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ» И ГОДЫ

Алла РЯБУХО, журнал «КУЛЬТУРА УРАЛА» №3(9), март 2013 г.

ЖИВ, ПЕТРУШКА!

Лариса ПЕТРОВА. "ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЕКАТЕРИНБУРГ. Культурные события Урала". 25 июня 1999 г.

КТО-КТО В "ТЕРЕМОЧКЕ" ЖИВЕТ?..

Ирина КЛЕПИКОВА, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА, 1 июля 2000г.

ПРАЗДНИК В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ

Марина МЯСНИКОВА, газета АИФ-УРАЛ, сентябрь 1998 г.

СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД, или Колобок возвращается

Ксения ШЕЙНИС, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №4(20), апрель 2014 г