СТАРЫЕ СКАЗКИ НА НОВЫЙ ЛАД, или Колобок возвращается
Смотреть детский спектакль сложно. Требуется этакое душевное раскрепощение. И если не сделать над собой это взрослое усилие и не стать минут на сорок ребенком, ничего и не увидится, и не поймется. Именно потому для пущей чистоты эксперимента на весеннюю премьеру «Сказки из коляски» в екатеринбургский театр кукол я отправилась, захватив с собой младшего сына...
Подмога, чьи разумные комментарии по теме стали пищей для моих размышлений, оказалась очень кстати. Мы оба сошлись в том, что сказка удалась, несмотря на то что чуть ближе к середине была слегка потеряна динамика действия, от чего неминуемо рассеивалось поскакушное детское внимание. Впрочем, утрата была недолгой, и все вернулось уже через несколько мгновений, стоило только куклам немного разыграться.
Вообще предложенные кукольниками сюжеты, до боли знакомые, здесь отторжения не вызвали. Может быть, оттого, что поиграли с материалом большие выдумщицы: режиссер-постановщик Альбина Сухоросова и художник-постановщик Надежда Мелентьева. И вот родился для «мини-публики» спектакль-компиляция из трех русских сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Что приятно: постановка — не обычное сочетание известных сюжетов с четко поставленными точками, с оформленным началом и концом для каждого. Екатеринбургские кукольники, взяв за основу три классические картинки, сплели их в единое полотно. Итогом эксперимента явилась чудесная семейственность всех героев. Последний факт более всего обрадовал сопровождавшего меня маленького театрала.
Главной роли удостоился расчудесный Колобок, он же «ребенок», он же «внучок» — услада очей бабки и деда, а также всего лесного народа. Кровавый триллер в оригинале с жертвоприношением Колобка здесь превратился в поучительную историю с выводом, провозглашенным спасительницей сорокой: «Дети! Не доверяйте чужим тетям (это про лису)!». А дальше по мановению сорокиного же крыла румяный боец оказался на пороге раскинувшегося на сцене вертепа-избы с бабкой и дедом, уже пролившими потоки слез по убежавшему румяному внучку. Но тут нарисовалась новая забота — курочка Ряба, благодетельница, снесла яичко, да не простое... (дальше про Рябу почти по классическому образцу с небольшими отклонениями). Ну и под конец в задорном семействе, пополнившемся по ходу сюжета мышкой, кошкой, внучкой, Жучкой, наступает горячая пора сбора урожая — репка поспела. В общем, за один академический час перед глазами маленьких зрителей предстала практически мыльная опера, созданная по русским народным мотивам.
Приятным бонусом к бодро выстроенной сюжетной линии стали декорации, костюмы актеров и сами куклы, буквально сотканные из тончайших петелек-завитушек народного живописного творчества и легко угадываемых деталей прекрасных васнецовских орнаментов.