История театра
Официальной датой основания театра считается 6 ноября 1932 года, когда Постановлением Городского исполнительного комитета было утверждено самостоятельное существование Театра кукол. До этой памятной даты группа энтузиастов кукольников поставила на базе ТЮЗа кукольный спектакль «Стёпка-растрёпка». Успех этой работы у маленьких зрителей решил судьбу кукольников - театру кукол в городе быть!
Первой работой театра кукол стал спектакль «Письмо из Италии» в постановке режиссёра Риммы Андреевича Смельского. Позже это имя было удалено из афиш и архивных документов театра, так как в годы репрессий Р.А.Смельский был объявлен врагом народа и расстрелян.
Самостоятельный творческий путь театра был совсем непростым. Несколько раз театр был на грани вымирания, труппу неоднократно распускали. Почти тридцать лет театр скитался по большим дорогам, как Петрушка в старину, не имея своего угла и дома. Старая грузовая машина, обтянутая брезентом, позже уступившая место загазованному автобусу-инвалиду. Кочевой образ жизни. Выезды по городу и окрестностям. Не миновали кукольников и военные дороги.
В пятидесятые театр кукол живёт в небольшом помещении по адресу: ул. Ленина, 15. Четыре угловых окна первого этажа занимали мастерские, репетиционный зал и бухгалтерия. На втором этаже – жилые квартиры. С увеличением репертуара места в театре хронически не хватало. У входа, в маленькой комнатушке, находилось самое ценное – упакованные в ящики и бережно хранимые декорации к спектаклям и куклы.
Пятидесятые годы – годы творческого становления театра. Труппа пополнилась молодёжью. В то время ни одно учебное заведение не готовило актёров-кукловодов. Для того, чтобы молодые могли получить необходимое профессиональное образование, в 1955 году на базе театра была организована студия. Первыми студийцами были Г.Шатковская, А.Герасимов, И.Грачёва. Театр ставит пьесы, вошедшие в золотой фонд кукольной драматургии: «Иван-крестьянский сын» Б.Сударушкина, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Л.Браусевича и И.Карнауховой, «Зайка-зазнайка» С.Михалкова, «Теремок» С.Маршака, «Гусёнок» Н.Гернет, пьесы по сказам П.Бажова «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Голубая змейка».
В 1958 году режиссёром С.Рывкиным и художником Н.Ситниковым был поставлен первый спектакль для взрослых – «Чёртова мельница» по пьесе Я.Дрды и И.Штока.
В 1963 году студийцы были зачислены на вечерний курс Свердловского театрального училища. Руководил курсом Юрий Александрович Набоков.
В 1964 году, после 32 лет скитаний у театра появился собственный дом на улице Мамина-Сибиряка. Новый театр открылся постановкой А.Брандта «Катькин день».
В 1967 году Ю.А.Набоков выпустил в Свердловском театральном училище курс блестящих артистов-кукловодов. Это Э.Еремеев, Л.Потапова, В. Тарасов, В.Ткач, О.Герасимова, Г.Дейкина и другие актёры, составившие основу труппы театра.
В 1969 году на сцене театра Выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино Роман Виндерман поставил свой дипломный спектакль «Снежная королева», где впервые играли не куклы, а актёры в масках.
Роман Виндерман и Свердловский театр кукол стали первыми в процессе создания новой театральной эстетики. Актёр вышел из-за ширмы, надёжно скрывавшей его в течение столетий. Вышел с куклой в руке, а то и как драматический актёр, «живьём», став и мимом, и акробатом, и мыслителем. Возникли совершенно необыкновенные куклы, которых прежде не было. Ставятся «Швейк» Я.Гашека, «Недоросль» Д.Фонвизина, «Баня» В.Маяковского и «Сирано де Бержерак» Э.Ростана. В детский театр приходит взрослая драматургия. С 1969 по 1982 год Романом Виндерманом было поставлено 36 спектаклей. Время работы Р.Виндермана в Свердловском кукольном называют «золотым веком» театра. Смело можно сказать, что в 70-80-е годы в театре сформировалась сильная труппа. Успешно работают актёры Т.Голубкова, В.Тарасов, Э.Еремеев, Т.Ахлюстина, Л.Потапова, Л.Тарасова, А.Сухоросова, Т.Ткач, Л.Письменная и др. А рядом молодые: С.Медведева, А.Ефимов, И.Кузьмина. Актёры театра стали единомышленниками Романа Виндермана, проводниками его творческих идей на пути освоения нового формата театра кукол.
Параллельно со Свердловским театром возникли эксперименты В.Шраймана в Магнитогорске, В.Вольховского в Челябинске. Театры кукол освоили драматургию Ануя и Брехта, Дюрренматта и Гоголя. С тех пор уже никто не считает театр кукол только детским. Театры Уральской зоны обменивались опытом и делились с коллегами новыми экспериментальными работами на Фестивале театров кукол «Большой Урал», который начал свою историю в 1975 году. Преемниками «Большого Урала», имевшего большой авторитет и широкую популярность, стали впоследствии Екатеринбургский «Петрушка Великий» и Челябинский «Соломенный жаворонок».
Во второй половине 80-х «куклы» завершили завоевание нового художественного пространства. Настала пора разработки, осмысления достигнутого, поисков своего места в перестроечную эпоху. Главным режиссёром в 89-м становится Владимир Гаранин. Художник со сложным и глубоким внутренним миром, он тяготеет к небанальным, поэтическим решениям. Благодаря творческой активности, интеллекту и большому трудолюбию им созданы философские, несущие целую гамму ощущений и размышлений спектакли: «По зелёным холмам океана», «Волшебная лампа Аладдина», «Чемодан чепухи», «Белогрудка», «Свет ликующий» и последняя работа «Синяя птица», где была воплощена идея творческого поиска.
В марте 1997 г. театр принял участие в театральном фестивале «Золотая Маска» в г.Москве, представив на суд зрителей и жюри спектакль «Картинки с выставки» - театральную фантазию на темы одноимённого цикла фортепианных пьес М.Мусоргского в обработке композитора С. Сидельникова.
Авторы спектакля заслуженный артист России А.Борок и С.Плотов в содружестве с А.Ефимовым создали удивительный образ мироздания, в котором сосуществуют параллельные миры, в каждом из которых ценны душа, любовь и добро. Спектакль получил высокую оценку коллег и театральных критиков, а художник-постановщик А.Ефимов стал Лауреатом национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший художник в театре кукол».
В 1996-1998 гг. прошла капитальная реконструкция здания, по окончании которой театр открывает сезон в новом доме. Улучшились как условия просмотра спектаклей, так и рабочие места, сцена стала в большей степени соответствовать специфике театра кукол. При сооружении здания трудились специалисты из Хорватии, Австрии и Швейцарии. В разработке интерьера фойе участвовали дети, и многие их идеи были воплощены.
Реконструкция здания позволила актёрам давать спектакли в двух залах одновременно – большом на 268 мест и камерном – на 80. Новое световое и звуковое оборудование позволяет решать кукольное действо на самом высоком уровне. Сцена большого зала имеет гидравлическую систему для установки сложнейших, иногда многоэтажных декораций. Новые удобные помещения получили цеха: конструкторский, бутафорский, живописно-декорационный, швейный.
В новом здании появляются и новые традиции. В конце сезона в театре вручают необычную награду, названную в честь бессмертного российского скомороха «Петрушка Великий» - символ прародителя театра кукол. Самая дорогая награда для кукольника – знак признания зрителей и коллег. Она вручается тому, кто предан театру, тому, кто создал запоминающиеся спектакли и образы, тому, кто стал любимцем публики и тем, кто отдаёт частицу своего сердца театру. Автор статуэтки - лауреат премии «Золотая Маска» Андрей Ефимов, а выполнил ее скульптор Борис Рыжков. А чуть позже эти статуэтки получают уже Лауреаты Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий», открытием которого ознаменовался юбилейный 70-й сезон. На своей площадке театр принял друзей из городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Фестиваль стал традиционным, проходит раз в два года, с каждым разом расширяя географические границы и повышая организационный и художественный уровень.
Ярким запоминающимся событием последних лет стало дефиле «Роскошное безумие в Валентинов день», впервые состоявшееся в 2002 году. Проект стал традиционным и ежегодно и проходит на сцене театра, представляя театральные костюмы, рожденные фантазией художников-сценографов - Андрея Ефимова, Юлии Селаври, Андрея Мелентьева, Анатолия Шубина и других.
В августе 2004 года открыл свои двери Музей театральной куклы «Петрушкин Дом». Экспозиция музея не постоянна – её содержание постоянно обновляется. Среди первых экспонатов – куклы, костюмы и декорации спектаклей «Свет ликующий», «Двенадцать месяцев», «Стойкий оловянный солдатик», «Аладдин» и других. Музей даёт возможность давно подросшим зрителям вспомнить своих любимых персонажей и даже прикоснуться к ним. А малыши во время увлекательной экскурсии чувствуют себя настоящими кукловодами: профессиональная актриса учит их маленькому чуду – превращению театральной куклы в живое существо. В Музее хранится архив – это история театра в фотографиях, документах, публикациях. История, которая продолжается.
Пройдя рубеж 75 -летия, театр, имеющий своё неповторимое лицо, продолжает свой творческий путь, опираясь на лучшие традиции.
Театр охотно идет на эксперимент. Создаются спектакли для взрослых, имеющие успешную фестивальную историю и высокую оценку театральных критиков – «Бобок» к юбилею Ф.М. Достоевского, «Башмачкин» к 200-летию Н.В.Гоголя. Спектакли ставят как главный режиссер театра заслуженный артист РФ Евгений Сивко, актеры театра Павел Овсянников и Валерий Бахарев, Алла Антипова и Николай Бабушкин, так и приглашенные режиссеры: Алексей Смирнов, Александр Борок, Григорий Лифанов, Николай Коляда, Александр Сысоев, Петр Васильев, Анна Иванова-Брашинская; художники Екатерина Петухова, Анастасия Кардаш, Алевтина Торик.
Театр – неизменный участник и Лауреат российских и международных театральных фестивалей и проектов. На выставке «Окно в театр кукол России» в рамках фестиваля «Титириджа-2008» в г. Толоса в Испании Екатеринбургским кукольникам выпала честь представлять кукольное искусство современной России. В трёх залах выставки размещались эскизы, костюмы, куклы и элементы декораций художников Ю. Селаври, А. Ефимова и А. Шубина. Проект получил широкий отклик и самые высокие оценки в российской и испанской прессе.
Одно из самых значительных событий новейшей истории театра – проведение в сентябре 2009 года Саммита Исполкома UNIMA. Это событие уникально не только для Екатеринбургских кукольников и уральской столицы, но и для всей театральной России. Делегаты международной организации собирались в нашей стране до этого лишь один раз – Россия принимала членов Исполкома UNIMA в 1976 году, в Центральном детском театре кукол в Москве. Саммит продлился три дня, в течение которых члены UNIMA провели ряд заседаний, познакомились с лучшими образцами искусства театра кукол Уральского региона. Наши гости увезли с собой самые лучшие впечатления о Екатеринбурге, а спектакли Екатеринбургского театра кукол вызвали неподдельное восхищение кукольников всех стран. «Я впечатлен театром, оборудованием, труппой Екатеринбургского театра кукол. Лучшие идеи я привезу в свою страну», — отметил генеральный секретарь UNIMA Жак Трюдо (Канада).
Театр активно участвует и в других Международных имиджевых и творческих акциях и проектах, в числе которых: подписание Договора о создании Международной ассоциации городов – друзей кукольного искусства AVIAMA. Участие в первой генеральной ассамблее AVIAMA в городе Шарлевиль-Мезьер (Франция) и 50-м Всемирном фестивале театров кукол (сентябрь 2011 года), участие в XXI – конгрессе UNIMA и Всемирном фестивале театров кукол в городе Чэнду (Китай) в мае-июне 2012 года.
Екатеринбургский кукольный с радушием принимает гостей на своей площадке. На нашей сцене прошли гастроли: заслуженной артистки РФ Любови Чирковой и заслуженного артиста РФ Валерия Черняева (Московский театр драмы и комедии на Таганке), «Цахес-Театра» из Флоренции (Италия), Магнитогорского театр куклы и актера «Буратино», «Теневого театра» из Берлина (при поддержке немецкого культурного центра имени Гёте), швейцарского артиста и режиссера-кукольника Пьера-Алена Ролле (в рамках недели франкофонии «Альянс Франсез Екатеринбург») и др.
Значительным событием для театрального Екатеринбурга стала премьера спектакля «Простофиля Грибуль и господин Шмель» по сказке Жорж Санд в переводе Натальи Санниковой. Автор инсценировки, режиссёр и художник спектакля – художественный руководитель французского «Театра дю Фюст» Эмили Валантен. Проект осуществлён при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Управления культуры Администрации Екатеринбурга, при участии «Альянс Франсез Екатеринбург». Премьерой спектакля открылись мероприятия официальной культурной программы Года России-Франции 2010 в Уральском регионе. В 2011 году «Грибуль-простофиля и господин Шмель» стал обладателем национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа художника в театре кукол». Спектакль совершил два гастрольных тура по Франции и Швейцарии.
В 2012 году, в год своего 80-летия, театр осуществил постановку спектакля «Маленькие трагедии» (режиссер Сергей Ягодкин, главный режиссер Магнитогорского театра куклы и актера «Буратино», художник – Юлия Селаври). Этот проект реализован при поддержке Благотворительного Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Спектакль стал обладателем Специального диплома Жюри областного конкурса-фестиваля «Браво!»-2012 «За выразительное образное решение» и Дипломантом театрального фестиваля «Красноярская весна».
В 2013 году репертуар театра пополнился спектаклем «Пиноккио» по сказке Карло Коллоди. Это – совместная работа екатеринбургских кукольников и флорентийского «Цахес-театра». Постановщики спектакля: автор инсценировки и режиссер - Луана Граменья, художник – Франческо Дживоне, композитор – Стефано Дель Понте. Переводчик – Алексей Кокин. Куклы и маски выполнены производственными цехами Екатеринбургского театра.
Спектакль стал Лауреатом VII Международного фестиваля театров кукол "Петрушка Великий" в номинации "Лучшая работа художника" (2014 г.)и Лауреатом Российской национальной театральной премии "Арлекин" в номинации "Лучшее художественное оформление спектакля" (2015 г.)
Спектакль также стал Лауреатом областного конкурса-фестиваля «Браво!» на лучшую театральную работу 2013 года в номинации «Лучшая работа актера в театре кукол» (Настя Овсянникова - Пиноккио). Татьяна Жвакина за исполнение роли Феи поощрена Дипломом «Браво!» и Творческой командировкой СТД и Лауреатом IV Международного фестиваля театров кукол «В гостях у Арлекина» в номинации «Лучшая женская роль» (Татьяна Жвакина за исполнение роли Феи).
В 2014 году театр осуществляет постановку спектакля «Ромео и Джульетта», режиссер Олег Жюгжда (Беларусь), художник Юлия Селаври, главный режиссер Екатеринбургского театра кукол. Жюри областного фестиваля конкурса на лучшую театральную работу «Браво!» высоко оценило эту работу театра: спектакль стал Лауреатом в двух номинациях – «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника», а также обладателем приза зрительских симпатий «Роза ветров».
Спектакль «Ромео и Джульетта» – дипломант Всероссийского театрального фестиваля «Реальный театр» и Международного фестиваля театров кукол «Рязанские смотрины»; Лауреат VIII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (2016 г.); Лауреат IV Международного фестиваля кукольных спектаклей для взрослых «Соломенный жаворонок» (г. Челябинск) в номинации «Лучшая женская роль» (2016 г.).
В 2020-2022 годах в театре прошёл капитальный ремонт. Были полностью обновлены интерьеры. Настоящим подарком не только кукольникам, но и всем горожанам, стал кинетический театр «Время чудес»! Под крышей Екатеринбургского театра кукол собрались семь братьев, семь петрушек из разных стран. Пульчинелла из Италии, Панч из Англии, Гиньоль из Франции, Гансвурст из Германии, Дон Кристобаль из Испании, Кашпарек из Чехии и наш российский Петрушка. Ежедневно, в 10:00, 14:00 и 18:00, братья приветствуют зрителей театра и горожан и разыгрывают перед ними механизированное представление «Время Чудес».
Кинетический театр «Время Чудес» это уникальный и единственный подобный арт-объект в России, который ставит Екатеринбургский театр кукол в один ряд с венецианской Часовой башней Святого Марка, с пражской ратушей на Староместской площади, с Якорными часами в Вене и Театром кукол Образцова в Москве.
Завоевавший авторитет не только среди кукольников России, но и имеющий широкую известность за её пределами, по праву считается одним из лучших в России. Известный театральный критик Владимир Спешков сказал о Екатеринбургском театре кукол - «Здесь бьётся кукольное сердце России».