ЖИВ, ПЕТРУШКА!

25
Июнь

В начале мая 1999 г. ушла из жизни старейшая актриса Екатеринбургского театра кукол, заслуженная артистка России Анна Васильевна Заякина. Со дня основания театра она делила с ним собственную жизнь, собственную судьбу. Удивительно талантливый, преданный, бескорыстный человек. Она открывала первый сезон в 1933 году и не успела закрыть его в 1999…

Эта публикация посвящена светлой памяти актрисы.

 

25 июня, в пятницу, солнечным летним днем в Екатеринбургском театре кукол происходило  интригующее и веселое действо, подобного которому раньше никогда не было. Закрывался сезон 1998 - 99 гг. Традиция. Но в какой необыкновенной форме, с какой искрометной  фантазией на сей раз она была выдержана!

Удивительный это был праздник, со своей предысторией…

Первый год творческой жизни коллектива в новом здании. Кажется, только вчера шагал по шатким строительным лесам директор театра Петр Стражников. Все было запорошено цементной пылью, уши глохли от стука, грома и  треска, фигуры строителей мелькали как призраки, не исчезая ни днем, ни ночью. Времени катастрофически не хватало, чтобы успеть ко Дню города, 17 августа. А с наступлением сентября приближались еще два важнейших для театра события: VII Открытый Уральский фестиваль театров кукол и сразу вслед за ним - открытие сезона, встреча с маленькими и большими зрителями, которым предстояло "благословить" неизвестный пока этап жизни театра в новых стенах. Как, какими фантастическими силами, но - успели сделать все!

И екатеринбуржцам, собравшимся 3 сентября поглазеть на кукольный парад и торжественное ленторазрезание, стало ясно, что это не просто открытие только что выстроенного здания, а приглашение в настоящий терем, где фантазия и сказка, раз поселившись, будут долго править бал.

Посмотрите на его яркий, экзотический для наших краев и в то же время гармонично вписавшийся в городской пейзаж фасад. Он не теряется рядом со своим именитым, великосветским соседом Оперным театром,  чей внешний вид опекают уже почти девяносто лет. Более того, архитектурная классика Оперного удачно оттеняет веселый авангард молодого "коллеги". Какой бы непогожий, серый день ни выпал на долю Екатеринбурга, какой бы самый мокрый дождь ни лил на улице, волшебные краски кукольного замка невдалеке от Главного проспекта никогда не поблекнут, никогда не обесцветятся. И пробегающим  мимо него прохожим будет казаться, что из больших зеркальных окон под красной черепичной крышей до них доносится стук хрустальных молоточков, непонятные, быстрые разговоры тоненьких голосов. Они не удивятся, услышав замысловатую мелодию скрипочки, и подождут,  когда же выглянет сам Петрушка, чтобы позвать на представление... Все это значит, что в новых стенах поселилось искусство, забурлила жизнь - родилась душа.

После 3 сентября события уже толпились друг за другом весь сезон: упомянутый выше VII Открытый Уральский фестиваль театров кукол с многочисленными знаменитыми гостями; поездка на фестиваль в Германию, в Магдебург, и в Белоруссию, в Минск, со спектаклями "Картинки с выставки" и "Иллюзион"; проведение настоящей новогодней компании под знаком Пушкинского юбилея - специально для малышей режиссер А.Сухоросова и художник Ю.Селаври сочинили увлекательную сказку  "Там, на неведомых дорожках" по мотивам произведений поэта; премьерные показы спектаклей "Хрустальный башмачок" ("Золушка") режиссера В.Гаранина, "Соловей" режиссера и художника А.Ефимова - изысканный и  необыкновенно красивый, наполненный магией современных чудес сценический пересказ андерсеновского шедевра, "Синюшкин колодец" по мотивам сказов П.Бажова режиссера А.Сухоросовой.

И следом - незаметно, как-то вдруг - подступило лето с этим днем завершения очень непростого, во многом "дебютного", сезона... В момент, когда на сцену, открывая праздник, поднялся П.Стражников, казалось, что источал волнение даже ручной работы несравненный занавес, подобного которому по уникальности дизайна и исполнения нет ни у кого в городе.

Уходя в отпуск, театр не только отыграл для 68 тысяч зрителей (из них для 5 тысяч детишек - бесплатно) 315 спектаклей. Он придумал… замечательную награду, собственную Премию  "ПЕТРУШКА ВЕЛИКИЙ" (но не ужасный и нестрашный, разумеется) для всех своих преданных служителей: от актеров до  вахтеров. И каждый "выход героя" - десять раз, по числу номинаций - сопровождался досконально продуманными и блестяще исполненными игровыми миниатюрами, украсившими бы при случае любую театральную церемонию высокого ранга (авторы - Е.Сивко и П.Овсянников, они же и А.Ефимов с О.Елкиной - актеры).     

А портрет "ПЕТРУШКИ ВЕЛИКОГО" создал художник, актер, режиссер А.Ефимов, единственный пока в Екатеринбурге лауреат "Золотой маски". По его эскизам бронзовая  статуэтка бессмертного российского скомороха на пьедестале из уральского самоцвета выполнена в мастерских театра. Петрушка стоит, обратив лицо к небу, на голове - неснашиваемый клоунский колпак, руки подняты в порыве, вобравшем в себя  и удивление, и радость, и восхищение…

А восхищаться ему, едва появившись на свет, приходилось без устали, ибо первых лауреатов Театра кукол числом была полная дюжина:

"Лучший работник эксплуатационных цехов" (Л.Щеголева - зав. эксплуатационного цеха).

"Лучший работник производственных цехов" (В.Банников - зав. столярной мастерской).

"Лучший дебют" (Н.Елисеева - Мари в спектакле "Щелкунчик и мышиный король" реж. А.Сухоросова, Будур в спектакле "Волшебная лампа Аладдина" реж. В.Гаранин).     

"За преданность театру"(Г.Суханевич).

"Любимец публики" (актриса М.Максимкина).

"Лучшая женская роль 2-ого плана" (Т.Ахлюстина за актерскую работу в спектакле "Иллюзион" реж. А.Ефимов).

"Лучшая мужская роль 2-ого плана" (з.а. России А.Герасимов - бабка Дарья в спектакле "Поющий поросенок" реж. А.Тушканов).

"Лучшая женская роль" (Н.Вотинцева- Коломбина в спектакле "Картинки с выставки" реж. А.Борок и С.Плотов).

"Лучшая мужская роль" (з.а. России Г.Варфоломеев - Сганарель в спектакле "Дон Жуан" реж. А.Борок и С.Плотов).   

"Лучший спектакль" ("Картинки с выставки" реж. А.Борок и С.Плотов, худ. А.Ефимов).

 

И пусть будет так - лишь с вариациями лауреатов - в финале каждого сезона, чтобы всегда можно было воскликнуть: "Он жив!.. Жив, Петрушка!"

 

P.S. А увидеть абсолютно всех кукол театра сразу, вместе и за один раз можно на экскурсии по сказочному терему. Здесь придется поохать на чудеса двух сцен - большой и малой, на кукольные мастерские, на оформление интерьеров, на… Словом, чтобы сделать чудо, надо было сильно захотеть!                     

"Театрально-художестенный Екатеринбург. Культурные события Урала". 25 июня 1999 г.

Лариса Петрова

 

К списку публикаций