Марина Михайловна Стражникова

актриса

Дата рождения: 24.02.1955

Место рождения: г. Горький
Образование: Горьковское театральное училище, отделение театра кукол (1980г.)
Творческая биография: Окончив с отличием Горьковское театральное училище, Марина Стражникова начала свой творческий путь в Челябинском театре кукол, где за десять лет было сыграно более двадцати ролей. Годы работы с главным режиссёром театра Валерием Аркадьевичем Вольховским принесли опыт и мастерство, встречу с серьёзным драматургическим материалом – Шекспиром, Гоголем, Брехтом, Пушкиным. Работа с Вольховским научила Марину Стражникову бережному и серьезному отношению к кукле, полному включению в репетиционный процесс и готовности к эксперименту. Одна из творческих удач этого периода – Гермия в спектакле «Сон в летнюю ночь» по пьесе В.Шекспира.
Придя в Екатеринбургский театр кукол актрисой с опытом и основательным творческим багажом, Марина Михайловна успешно совмещает сценическую деятельность с общественной и просветительской работой. С 1992 по 1995г.г. Марина Стражникова работает организатором и актрисой детского камерного театра «Самоцветик» НПО медико-социальной реабилитации детей и подростков с врожденной челюстно-лицевой патологией и тяжелыми нарушениями речи «Бонум». Значимость этой деятельности трудно переоценить, ведь, по мнению специалистов, куклотерапия способствует скорейшему выздоровлению детей и оказывает сильнейшую психологическую поддержку.
В репертуарном листе актрисы разнообразные характерные роли: Мышильда в спектакле
«Щелкунчик и мышиный король», Лиса в «Красной шапочке», Багира в «Маугли», Арлекин и Крыса в «Стойком оловянном солдатике». Марина Стражникова – участница спектаклей «Серая шейка», «Синяя птица», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказки из коляски», «Дон Жуан», «Башмачкин», «Садко», «Кружевная сказка» и других. Актриса яркая, каскадная, обладающая комедийным даром, Марина Михайловна одинаково серьезно относится к любой роли, для нее не существует мелочей, всё важно. Спектакли «Башмачкин» и «Садко» стали Лауреатами многих престижных театральных фестивалей, и участие в них актрисы Марины Стражниковой, несомненно внесло значительный вклад в их художественный и исполнительский уровень.
Одна из последних ярких работ актрисы - роль Кормилицы в спектакле «Ромео и Джульетта» по пьесе У.Шекспира в постановке белорусского режиссера Олега Жюгжды. Получив роль, Марина начинает кропотливую внутреннюю работу, впитывает режиссёрские предложения, выстраивает роль до мельчайших нюансов, предлагая самые точные детали в пластике и речи. В результате Марина Стражникова создала образ острый, выразительный, богатый сочными гротесковыми красками, в полной мере продемонстрировав блестящее кукловождение и незаурядный талант драматической актрисы.
Нельзя не отметить и великолепные партнёрские качества актрисы. Её чуткое, бережное отношение к партнёру помогает новичкам в профессии обрести уверенность и получить хорошую школу. Марина Михайловна – скромный, образованный, очень требовательный к себе человек. Пользуется большим уважением и авторитетом в коллективе театра. Марина Стражникова – незаменимый участник городских мероприятий и проектов, «заводила» театральных капустников.
Премии и награды: Почетная грамота Правительства Свердловской области (2005 г.)
Почетная грамота Министерства культуры Свердловской области (2005 г.)
Благодарственное письмо Администрации города Екатеринбурга (2005 г.)
Почетная грамота Екатеринбургской городской Думы в связи с 75-летием театра (2007 г.)
Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации  (2009 г.)
Почетная грамота Главы Екатеринбурга (2010 г.)
Лауреат XXXV Областного конкурса театральных работ фестиваля 
«Браво!»-2014 в номинации «Лучший спектакль в театре кукол» («Ромео и Джульетта»), Приз зрительских симпатий «Роза ветров»   
Благодарственное письмо Администрации города Екатеринбурга (2015 г.)

Лауреат VIII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» в номинации «Лучший актерский ансамбль» (спектакль «Ромео и Джульетта») (2016 г.)
Лауреат V фестиваля кукольных спектаклей для взрослых 
«Соломенный жаворонок» в номинации «Лучшая женская роль» (спектакль «Ромео и Джульетта») (2016 г.) 
Почетная грамота Губернатора Свердловской области (2017 г.)
Благодарственное письмо Законодательного собрания Свердловской области (2022 г.)

Театр кукол – особый вид театрального искусства, где мы даже на сцене не всегда видим самого актера, проживая вместе с ним жизнь его персонажа. Здесь актер познает не только границы «своих возможностей», но и границы возможной и невозможной жизни предмета – куклы, с помощью которой создает художественный образ.
Сегодня мы заглянем за кулисы Екатеринбургского театра кукол, который в этом году отмечает 70-летний юбилей, и поговорим с актрисой Мариной Стражниковой. Только что она играла в спектакле «Двенадцать месяцев» сразу две роли: Зиму и Гофмейстерину. Метафорические образы Времен года – Зимы, Весны, Осени и Лета исполняются в живом плане, а все главные герои – куклы. С появлением Гофмейстерины – главной придворной дамы – в зале сразу начинается веселое оживление: яркий, характерный образ с живой походкой… А Зима – пластичная, могущественная властительница ветров и сугробов, при ее появлении зал трепетно замирает…
И вот Зима в гримерке, снимает «зимний» грим. Я вижу в зеркальном отражении кроткие и красивые голубые глаза. На щеках еще чуть-чуть остались «зимние» блестки-льдинки, но это уже другой образ – жизненный, очаровательный. На стене за спиной актрисы висят фотографии и афиши спектаклей. По ним можно прочитать жизнь и творческую биографию.

Отрывок из статьи "НАГРАЖДЕННАЯ «ПЕТРУШКОЙ ВЕЛИКИМ»"
 


Участие в репертуаре

Зима, Старшая фрейлина
Петровна, Лисичка-нянюшка
Дарья, мачеха, Сенные девушки
Арлекин, Крыса
Мышильда
Мадемуазель-мадам
Ночь
Жена сапожника, Вдова
АННА, мать Церлины
Бабушка Тофаро
Жаба
Евпраксеюшка, экономка
Лекарь
Бабка
Травяная ведьма, Томас
Королевская орхидея, Швейная машинка
Обезьянка
В спектакле заняты
Мать
В спектакле заняты
Лилия
Атаманша
Няня Джульетты
Тетушка Аксал
Мышь-няня, Летучие обезьяны
МакДар, слуга феи Вербены
В спектакле заняты
Полицейские, Существа
В спектакле заняты
В спектакле заняты

Пресса

ДИНАСТИЯ. ВСЕ — СТРАЖНИКОВЫ

Юлия ТАБАЧКОВА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 5(121), май 2024 г.

ЖИВ, ПЕТРУШКА!

Лариса ПЕТРОВА. "ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЕКАТЕРИНБУРГ. Культурные события Урала". 25 июня 1999 г.

И СМЕХ, И СМЫСЛ, И КУРАЖ

Дарья МИЧУРИНА, САЙТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 20 Декабря 2016

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК ПИЩА ДЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Дарья САННИКОВА, портал КУЛЬТУРА ЕКАТЕРИНБУРГА, 22 апреля 2024

КУКЛЫ ИГРАЮТ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Марина ШЕЛЕПОВА, газета УРАЛЬСКИЙ РАБОЧИЙ, 10 июня 2015 г.

КУКОЛЬНАЯ, НО ТАКАЯ ЖИВАЯ СНЕГУРОЧКА

Екатерина ЮРКОВА, САЙТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 21 декабря 2017 г.

ПЕЧНАЯ БАБУШКА КАК УХОДЯЩАЯ НАТУРА

Юлия ГОЛЬДЕНБЕРГ, Журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 9 (75), ноябрь 2019 г.

ПРИДУМАТЬ ИМЯ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 20 декабря 2016 г.

СТРАЖНИКОВЫ: ЕДИНЫ ВО МНОГИХ ЛИЦАХ

Алла РЯБУХО, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №3 (19), март 2014 г.

ШЕКСПИР ТАНЦУЕТ ПЛЯСКУ СМЕРТИ

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №(9)25 ноябрь 2014 г.

«ЙОРИКИ» И ЛЮБОВНИКИ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 25 октября 2014 г.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА» С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ И ОТКРЫТИЯМИ

ЕкатеринаШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ № 185 (15322), 28 сентября 2011 г.