СТРАЖНИКОВЫ: ЕДИНЫ ВО МНОГИХ ЛИЦАХ

25
Март

Многим екатеринбургским любителям театра знакома фамилия Стражниковых. Одни назовут Петра Степановича — директора театра кукол, другие, младшие, вспомнят Зиму из «Старой, старой сказки» или Мышильду из «Щелкунчика и Мышиного короля» — Марину Стражникову, артистку кукольного. Молодежь, которая ходит в Екатеринбургский ТЮЗ, с удовольствием смотрит спектакли, где играет актриса Елена Стражникова.

Петр и Марина — выпускники Горьковского (Нижний Новгород) театрального училища, где получили профессию «актер театра кукол». Их творческая биография началась на челябинской сцене, куда они были приглашены главным режиссером Валерием Вольховским, смотревшим их дипломный спектакль. Дебют новоиспеченных артистов состоялся в премьерном спектакле «Аистенок и Пугало». Главного героя играл Петр Стражников; Лису, Воробышка и Весну — Марина. Вспоминая то время, она говорит: «Вот с того спектакля и доказываю, что я — актриса».
— И долго уже доказываете?
— 34 года, а в Екатеринбургском театре кукол — почти четверть века.
— Много ролей сыграно?
— Актеру-кукольнику всегда трудно подсчитать. В одном спектакле их может быть сразу несколько.
— А любимые спектакли есть?
— Безусловно. Из челябинского периода навсегда дорогой осталась Гермия («Сон в летнюю ночь»), а на моей родной теперешней сцене — Анна, мать Церлины («Дон Жуан»), Евпраксеюшка («Господа Головлевы»), из детских — Мышильда: так изящна, умна и остроумна эта коварная, хитрая, надменная «королева».
Сейчас в репертуаре актрисы спектакли «Старая, старая сказка», «По щучьему велению», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Стойкий оловянный солдатик»...
— «Солдатик», — рассказывает Марина Михайловна, — был моим первым спектаклем в Екатеринбурге. Он идет уже больше 25 лет. Сейчас я в нем играю три роли. Очень умная, красивая, нежная сказка. В новогодние каникулы с огромным удовольствием встречалась с маленькими зрителями в «Сказках бабушки Зимы». В новом сезоне к моему юбилею (35 лет на сцене) в репертуаре театра появится спектакль «Мякиш», где я буду Ежиком.
...Убегая на репетицию, Марина сказала: «Петр Степанович сейчас дома, успевайте поговорить». Успеваю.
— Петр Степанович, вы изначально хотели быть артистом-кукольником?
— Да, я сразу выбрал эту профессию. Еще в школьные годы, посмотрев в театре пушкинскую сказку о рыбаке и рыбке, раздумывал: «Как говорят, ходят старик, старуха, рыбка, ведь это же куклы?». Вот и захотелось самому научиться оживлять их, то есть стать актером-кукольником. С Пугала (герой сказки «Аистенок и Пугало») в челябинском театре началась моя сценическая жизнь. Много играл как в детских спектаклях, так и во взрослых — «Сон в летнюю ночь», «Карьера Артуро Уи»... Все складывалось очень даже неплохо, но однажды решил... закончить актерскую карьеру. Не один десяток лет отслужил, хватит, наигрался (смеется). Пошел снова учиться: поступил в Екатеринбургский театральный институт на отделение «Управление, планирование и организация театрального дела» по специальности «Театровед, организатор театрального дела». На этот факультет пошел обдуманно: ведь еще будучи актером, попробовал себя в амплуа администратора.
После учебы Петра Стражникова назначили директором театра кукол. Разглядели в нем дальновидного организатора, требовательного, пунктуального, при этом демократичного человека, умеющего находить общий язык с коллективом. Большое бремя легло на его плечи: в театре не было главного режиссера. Приходилось следить за репертуаром, думать о будущих спектаклях, и в это же время готовилась реконструкция здания театра. На нее ушло семь лет. Но театр кукол ни на один день не закрывался! Как всегда, шли спектакли, зрителей ждали премьеры. Реконструкция закончилась, и на новой сцене состоялся международный фестиваль театров кукол.
— То десятилетие научило меня всему, — рассказывает Петр Степанович. — Опыту руководителя, опыту общения с людьми. Я понял «со стороны», кто такие актеры и как работать с ними. Это были трудные, но удивительно плодотворные и счастливые годы.
После этого несколько лет Стражников работал заместителем министра культуры Свердловской области. Сейчас он вновь директорствует в родном театре, пошло новое десятилетие.
И вот появляется на профессиональной сцене второе поколение семьи Стражниковых. Елена Стражникова в ТЮЗе начала актерскую жизнь в массовке. Но не осталась незамеченной. Вскоре молодая актриса плотно вошла в репертуар театра.
— Лена, почему не театр кукол?
— Да, вопрос закономерен, ведь туда меня приносили совсем крохой, и первые шаги (буквально!) сделала в кукольном. Ну, и с детства думала: только театр — и ничего другого. После школы — в Екатеринбургский театральный институт. Курс набирал Владимир Марченко на отделение «Актер драматического театра». Увы, не прошла. Предложили пойти на отделение кукольников к педагогу-мастеру Надежде Холмогоровой. Значит, судьба!
Но получив диплом актрисы-кукловода, Елена Стражникова решила попробовать себя в ТЮЗе и показалась там. Уж очень хотелось быть драматической актрисой. На показе встретилась с тогдашним главным режиссером Вячеславом Кокориным, который и взял ее в труппу. И сразу же — в спектакль «Очень простая история», который ставил. «Даже не могу поверить, — говорит Лена, — что пошел второй десяток лет, как я в ТЮЗе. Время не просто бежит, а летит со скоростью ракеты. Мечта моя сбылась. Я работаю в драматическом театре. А если бы позвали, с удовольствием сыграла бы и в театре кукол. Интересно бы и с мамой поработать. Но страшновато...»
Елена с удовольствием рассказывает о своих ролях. И чувствуешь, что она рада играть во всех своих спектаклях: и в детских — «Стойкий оловянный солдатик», «Каштанка», «Бременские музыканты», и во взрослых — «Трактирщица», «Дульсинея Тобосская», «Мы, герои», «Без вины виноватые»... Очень жалеет, что многие спектакли ушли из репертуара. Особенно ей жаль Дульсинею — не успела до конца раскрыться в этой роли, а она у актрисы была любимая.
— А есть у вас, Лена, у вашей семьи увлечения кроме театра?
— Театр поглощает нас почти полностью. Но в редкие часы досуга я увлекаюсь танцами. Современный танец — моя страсть. Могу танцевать часами, нет усталости. Кстати, когда не занята в театре, все равно не расстаюсь с актерством: в кино снялась в фильмах «Золотой полоз» по сказам Бажова, «Дело было в Гавриловке».
И все же, по словам Лены, у Стражниковых есть «побочное» пристрастие — спорт: коньки, лыжи. А еще Петр Степанович цветовод, домашний сад — его любимое детище. Кроме того, он страстный поклонник и пропагандист бардовской песни (сам прекрасно поет). Думаю, многие горожане не раз слышали в концертах: поют Петр и Елена Стражниковы.

У них, Стражниковых, много разных ролей и ипостасей, но они едины — как замечательная семья и как творческие люди, беззаветно преданные театру, искусству.
— Наш сын Кирилл окончил радиофак УПИ, — говорит Петр Степанович. — В детстве учился игре на флейте, скрипке. Думали, что и он свою судьбу свяжет с театром, музыкой, но... А сейчас вдруг Кирилла потянуло к искусству. Учится на кинорежиссера. Время покажет, продолжится ли наша творческая династия.

 

К списку публикаций