ДИНАСТИЯ. ВСЕ — СТРАЖНИКОВЫ
Театральная семья — явление особое, сложное, зачастую непрочное, но, с другой стороны, именно союз единомышленников может стать залогом многолетнего счастья и дать начало прекрасной театральной династии, в которой каждый уникален по-своему, известен собственным талантом. И общая фамилия становится своеобразным фирменным знаком. А сама семья — частью культурной жизни своего города. Такова семья СТРАЖНИКОВЫХ — одна из самых известных и уважаемых в Екатеринбурге театральных династий.
Наш первый собеседник — глава семьи, заслуженный работник культуры РФ Петр Степанович Стражников — директор Екатеринбургского театра кукол, вицепрезидент Рос сийского Центра UNIMA (Union Internationale de la Marionnette — Международный союз кукольных театров). Встретились и с его женой, замечательной актрисой Екатеринбургского театра кукол Мариной Михайловной Стражниковой. И, конечно, рассказ об этой театральной династии был бы невозможен без разговора с их дочерью, одной из уникальных актрис Екатеринбургского ТЮЗа — Еленой Стражниковой.
ОН ПЕЛ, ОНА ТАНЦЕВАЛА…
Семьи, в которых воспитывались Петр Степанович и Марина Михайловна, вовсе не театральные. Но было в судьбе Петра и Марины то, что объединило их задолго до встречи в Горьковском театральном училище. Имя этому общему чуду — Музыка.
Петр Стражников: «Семья, в которой я родился, была большая. Когда бабушка собирала всех за столом — едва умещались. Отец замечательно играл на гармошке, которую с фронта привез. Любое общее застолье — обязательно песни. Семейная традиция. Пели много, прекрасно, а мы, маленькие, на печке лежим, слушаем и подпеваем. Так петь и научился. В первом классе перед всей школой пел «Солнечный круг». Вот и пою всю жизнь». В музыкальной школе Петр не учился, в его родном селе Ивановском на Ставрополье такой и не было. Самостоятельно, подражая отцу, освоил гармонь. Играть на гитаре научился тоже сам, во время учебы в Горьковском театральном училище, где и встретил Марину, подругу и жену на всю жизнь.
У Марины семья тоже была певучая. Замечательно пела мама. И были в жизни маленькой девочки те же семейные застолья, на которых вдруг кто то скажет: «Тишина! Сейчас Вера петь будет». Все замирали, а мама Вера начинала свои долие песни… Природа одарила ее прекрасным слухом и сильным голосом, но музыкального образования получить не довелось. Марина Михайловна унаследовала от матери талант чувствовать музыку. Не голосом, но телом могла выразить то, чем наполнена душа. Кто видел ее выступления, и во время учебы в училище, и позднее, уже в театре, говорили: «Когда Марина танцует, она улетает в космос».
Так и росли они — Петр и Марина — среди музыки и родных людей. Познакомились на первом курсе в уже далеком 1976 году. Петр успел отслужить в армии. Поразил девушку одним из первых этюдов по мастерству: «Нам показали зубную щетку, — вспоминает Марина Михайловна, — и предложили придумать: чем бы это могло быть, если не зубной щеткой? Одни «писали» ею как авторучкой, другие «расчесывались», а Петр неожиданно ею… «застрелился». Вот тогда, наверное, и прострелил сердце».
В 1980 году в Горьковское театральное училище приехал Валерий Аркадьевич Вольховский, известный тогда театральный деятель, главный режиссер Челябинского театра кукол. Отсмотрел выпускные спектакли, собрал студентов в зале и рассказывал про свой театр. А человек он был жесткий, в рассказе это чувствовалось. Вдруг с последнего ряда раздается женский голос: «Какой вы страшный человек!». И вот наступил момент, когда Вольховский объявил: «Беру того, этого и ту, которая сказала, что я страшный человек». Той девушкой была Марина. Так чета Стражниковых оказалась в Челябинске, в одном из лучших на тот момент театров кукол, слава о котором гремела на весь Советский Союз.
ИЗ-ПОД СТОЛА — НА СЦЕНУ
Семь счастливых лет, проведенных в Челябинском театре кукол, все Стражниковы вспоминают с радостью и нотой ностальгии. Валерий Вольховский в содружестве с художником Еленой Луценко создавали удивительные спектакли. Каждый из них — легенда мира кукольников. «Карьера Артуро Уи», «Мертвые души», «Аистенок и Пугало»... Стражниковы играли этот спектакль дуэтом. «Подхватывали ли мы друг друга? — отвечает на мой вопрос Марина Михайловна,— как было не подхватывать! Вы все поймете, посмотрев наши фотографии с того спектакля. Даже когда играли «Аистенка» на гастролях в Ташкенте, и дети в зале не понимали слов, они понимали взаимоотношения, чувствовали пронзительность сцены полета аистов под небесную музыку Альбинони… Спектакль был удивительный».
В театре царила творческая атмосфера. Был ли у маленькой Леночки Стражниковой хоть один шанс не вырасти прирожденной актрисой, не пропитаться безграничной любовью к сцене, единением актерской семьи? Пусть зарплаты были копеечные, а родители круглые сутки пропадали в театре, подрабатывали на стороне, да еще несли общественную нагрузку, выступая в библиотеках. Каждый год, облачившись в одежды Деда Мороза и Снегурочки, наряжали дочку в костюм персонажа грядущего года и колесили по Челябинску. От заказов на обаятельную троицу отбоя не было. Для ребенка такая жизнь — вечный праздник!
Елена Стражникова: «Я всегда безумно гордилась своими родителями! Они вечно были заняты в театре, и я стремилась к ним. Если меня не брали с собой на вечерние спектакли, значит, я что то сделала не так и меня наказали. Ну да, со мной же сложно было. Неусидчивая. Они пытались меня хоть как то «строить», а я болела театром… Всем рассказывала, что мои родители — артисты, а однажды повела себя совсем некрасиво. Наша группа детского сада пришла в театр, а я, чтобы показать, какая я здесь хозяйка, уселась на сцену. Мне потом досталось…».
Правила действительно были строгие. Вольховский руководил жестко. Театральные дети твердо знали: к куклам можно подходить только в присутствии взрослых, прикасаться к марионетке вообще запрещено, трогать реквизит категорически возбраняется.
Однажды, во время спектакля «Карьера Артуро Уи», при полной тишине зрительного зала, вдруг раздался грохот. Это Леночка Стражникова заснула и упала со скамейки за сценой. Строгий главреж изрек: «Детей чтобы я больше не видел». «А мы все с детьми, — рассказывает Марина Стражникова, — и мы их прятали. Под столами». Так, буквально из-под стола, Елена Стражникова впервые вышла на сцену. Было ей тогда не больше пяти лет.
Ленка была заводилой. Друзей много. Стражникова младшая верховодила «бандой» театральных детей. Самое веселое время наступало во время праздников, когда артисты собирались за большим столом, а дети кучковались под этим столом, готовя взрослым собственные творческие подарки. Мама Марина только направляла их буйную фантазию, подсказывая какие-то сценарные ходы, идеи или песню, а остальное было в руках дружной детской компании.
…Выходит такая шестилетняя кнопка на сцену и совершенно искренне поет серьезную песню или, переодевшись француженкой, смешит весь зал, стараясь выговорить «Бонжур, мадам! Бонжур, месье!». Публика катится от хохота. И, конечно, рядом всегда был папа с гитарой. Петр Стражников: «Она смешная в детстве была. Мы на День театра свой капустник готовим, а она приходит, и начинается детский капустник. Смешной! Прекрасно понимаю, что ничего другого из нее и не могло получиться».
Лена Стражникова: «Родители нас любили сильно. Я в других театрах такого больше не встречала. Настоящая театральная семья. Золотые времена. Я выросла на хороших спектаклях, хороших актерах. Обожала Челябинск и тот театр настолько, что, когда мы переехали в Свердловск, он мне категорически не понравился. Поразили мрачность и эти ужасные обрубленные тополя. Не понравился и театр кукол. Другие спектакли. Все здесь было — не то. Там, в Челябинске, остались мои друзья, мое детство, мой театр. Там осталась моя «сладкая» жизнь!».
ЕКАТЕРИНБУРГ. БИТВА ЗА МЕЧТУ
«В 1987м мне было 33 года, — рассказывает Петр Степанович Стражников. — Я тогда подумал, неужели всю жизнь буду этим заниматься? Пришло время что-то менять. В Свердловском театральном институте только открыли продюсерское отделение, на него я и поступил». Учиться предстояло шесть лет, но уже на 4м курсе, в 1990 году, Стражников, будучи все еще артистом Челябинского театра, получил приглашение возглавить Свердловский театр кукол. Главным режиссером в нем тогда был Владимир Гаранин. На семейном совете было принято решение о переезде. Десять лет актерской жизни уходили в прошлое, начиналась новая жизнь, полная новых трудностей, но и новых горизонтов. Для каждого из семьи Стражниковых в 1990 году началась совсем другая история…
Марина Стражникова: «Мы переехали в Свердловск в октябре 1990 года, а 27 декабря родился наш сын Кирилл. Я тогда твердо решила: «С первым ребенком сразу вышла на работу, но с сыном буду сидеть! И оставалась бы в декретном отпуске до трех лет, если б однажды мы не поехали отдыхать в Сысерть и там, увидев, как я общаюсь с ребенком, меня не пригласили в «Бонум». С многопрофильным медицинским центром «Бонум» Марина Михайловна сотрудничала несколько лет, занимаясь с особенными детками. Это была целая жизнь. Кто-то не мог говорить, кто то, пережив множество операций, замыкался в себе. Театральная кукла в профессиональных руках способна творить чудеса. Марина Михайловна листает альбом фотографий, и за каждой из них — история исцеления и счастья. Актриса не просто устраивала с маленькими пациентами кукольные спектакли, не просто поддерживала эти выступления собственным участием, но и сама создавала с детьми театральные куклы. И дети раскрывались, начинали разговаривать. Настоящая куклотерапия! Только через несколько лет после переезда Марина Михайловна вернулась к профессии, влившись в труппу театра кукол. Артисту без профессии нельзя, без театра — невозможно.
Первые несколько лет в новом городе не была причастна к театру и Елена Стражникова. В театре не появлялась совсем, занялась спортом, увлеклась восточными единоборствами, но в 16 лет… тайно от родителей записалась в театральную школу. Мама Марина была очень удивлена, когда однажды коллега по театру вдруг рассказала, как чудесно Лена спела песню Высоцкого на отчетном концерте в театральной школе.
Случился бунт. Родители были категорически против поступления в театральный! У дочери прекрасные успехи по литературе, ей прочили филологический. Петр Стражников: «Я то знаю, что такое актерство, а, став директором, узнал об этом еще больше. Не просто. Судьбы театральные складываются по-разному. Нас из училища выпустилось человек 2530, а остались в профессии лишь двое трое. А она: «Папа, ты мне жизнь хочешь испортить?». Юная бунтарка «на радость родителям» честно подала документы в УрГУ на математический, ничего не понимая в математике. Естественно, провалилась. Тогда, уже с чувством выполненного долга, понесла документы в театральный институт, на курс Владимира Марченко, и… тоже провалилась. Вот это было уже не смешно, но любящие родители все же оказались рядом, приняв неизбежное. «Не надо делать то, чего ты заведомо не сможешь. Слушай свою природу, иди от нее», — советовала мама. И Лена надела черные брюки, белую рубашку, шляпу на голову и прекрасной «лунной походкой» под Майкла Джексона вышла на третий тур отделения театра кукол. Пародия удалась! Константин Сергеевич Жуков чуть не съехал под стол от смеха. Надежда Гавриловна Холмогорова плакала от счастья — такая девочка! На ее курс и поступила в тот год Стражникова младшая.
КАК СОХРАНИЛСЯ ЭТОТ СОЮЗ?
Петр Стражников: «Любовь. Уважение. Когда прожили вместе 25 лет — повенчались. Наверное, и это помогло… Понимание. На производственные темы дома не говорим. На творческие — да. Спектакли обсуждаем, делимся мнениями, делаем свои замечания, подсказки».
У каждого в семье Стражниковых свой путь. Как и у всех нас, далеко не всегда он усыпан розами. Отработав директором театра кукол 10 лет, Петр Степанович поступил на службу в министерство культуры и следующую «десятилетку» провел там. Редкий вечер был дома, бесконечно посещая премьеры, выставки, концерты… Семья научилась по выражению его лица догадываться, хорошо или плохо было то, что он сегодня увидел.
За плечами Марины Михайловны звездные роли в репертуаре Екатеринбургского театра кукол. О ее знаменитой Мышильде в «Щелкунчике» ходят легенды, с удовольствием вспоминает актриса своего Арлекина, Крысу в «Стойком оловянном солдатике». «Синяя птица», «Дон Жуан», «Башмачкин», «Господа Головлевы», «Ромео и Джульетта». Рассказывая о своей актерской жизни, смеется: «Судьба актрисы такова, что сначала ты Снегурочка, Аленушка — лет до 35, а потом сразу переходишь в разряд Бабы Яги. Так и на моих фотографиях: вот я Снегурочка, а вот уже и Баба Яга».
Лену Стражникову по окончании Екатеринбургского театрального института пригласили было в Астрахань, но папа отсоветовал: «Чем ближе к морю — тем дальше от искусства». Поступила в Екатеринбургский ТЮЗ к главрежу Вячеславу Кокорину. Попала в хорошие руки! Тот сразу взял в репертуар, пошли роли. Конечно, пришлось поначалу доказывать, что ты — актриса, а не «блатная дочка». Елена Стражникова: «Поначалу я чувствовала такое в отношении коллег, но сцена все решает. Папа сказал тогда: «Я тебя привел, дальше только ты и твой талант. Если его нет, то уходи сразу». И вот я здесь уже 23 года. От родителей достались органика, импульсивность, энергия, а, если все это есть, то просто подключаешься к розетке и работаешь».
Однажды целый вечер раздумывала над вопросом отца: «А если бы у тебя была возможность снова выбрать профессию, на чем бы остановилась?». Ответила тогда: «Наверно, стала бы оперной певицей (у Елены прекрасный голос), но жить без театра — в любом случае не вариант».
А вот сын Петра и Марины Стражниковых, Кирилл, в артисты не пошел, хотя в детстве и музыкой занимался, и даже сочинял что то свое. Родители на этот раз уже и не планировали сопротивляться выбору театральной профессии, но мальчик вырос в другой среде, других условиях. Сменилась эпоха, пришло другое поколение. Сказал: «Вы хотите четвертого артиста в семье? Ну уж нет». И поступил в УрФУ на радиофак. А все равно далеко от творчества не ушел — занимается компьютерной графикой для кино.
ТРАДИЦИИ ТОРЖЕСТВУЮТ
Что объединяет Стражниковых? Нечто такое, что читается между строк. Теплота и забота в рассказах друг о друге, сопереживание и тревога, любовь и взаимное уважение. И, конечно, музыка. Та самая, что вошла в кровь еще в детстве. Петр Степанович не расстается с гитарой всю жизнь. Сохранилась и отцовская гармонь с фронта, ей уже больше ста лет. Есть в их жизни и Клуб авторской песни «Урал», в котором состоит Петр Степанович, периодически выходя с номерами и даже сольными концертами. Любимые авторы: Борис Рыжий, Александр Башлачев, Андрей Вознесенский, на стихи которых сочиняет собственную музыку.
Уже стало семейной традицией 9 мая устраивать концерты военных песен. Стражниковы выступают и трио, но чаще папа поет дуэтом с дочкой. Это сложилось еще с детства Леночки, сохраняется и до сих пор, порой даже вдвоем дают концерты. Веселились от души, когда после одного такого дуэтного выступления в газете написали «чета Стражниковых». Совсем недавно концерт Елены и Петра Стражниковых состоялся в Музее Высоцкого. Сейчас подумывают над новым выступлением, остается только найти для этого время в плотном папином расписании.
Объединяет Стражниковых и одна на всех установка: никогда не останавливаться, постоянно двигаться вперед, учиться по жизни, учиться друг у друга! Елена: «Я папкой горжусь. Он никогда не останавливался. И тут попробовал, и в министерстве поработал, и вернулся в родной театр. Везде пробует, и все хорошо получается. Глядя на него, я тоже постоянно чему то учусь, понимаю, что нельзя останавливаться. Если ты сказал себе: «Я хорош», значит, ты умер. Каждый день сам себе что-то доказываешь. А мама меня просто научила жить. Она — моя душа и мировоззрение».
Марина Стражникова: «Я все время чему-то учусь, в том числе и у своей дочери. Раньше мне казалось, что она делает все не так: неправильно говорит, неправильно поет. Но она делала все по-своему, и я теперь прислушиваюсь, ищу в себе возможности, которые, может быть, где-то законсервировались. А как не учиться? Ты же инструмент, ты должен работать, развиваться. Сейчас у меня почти нет ролей, переживаю, уезжаю в деревню, закрываюсь от всех и… репетирую. Бесконечно проговариваю тексты тех немногих ролей, что у меня еще остались. Сейчас вот палочки китайские осваиваю, потому что в премьерном нашем спектакле «Солнышко в ладошках» такая система кукол».
Петр и Марина Стражниковы вместе уже 44 года. У каждого своя судьба, свои достижения, собственная индивидуальность. Их сила и счастье в единении семьи и той общей, одной на всех, установке — никогда не останавливаться на достигнутом. Петр Степанович во главе Екатеринбургского театра кукол готовится к очередному международному фестивалю «Петрушка Великий». В Екатеринбург съедутся лучшие из лучших театры кукол со всего мира! У Марины Михайловны Стражниковой 19 апреля состоялась премьера спектакля «Солнышко в ладошках». А Лена Стражникова выходит на сцену родного ТЮЗа уже более 23 лет! Она тоже постоянно в работе, и не только в своем театре. Снимается в кино, сотрудничает с другими театрами Екатеринбурга. Этот город давно уже стал ей родным и любимым. Семейное творчество продолжается!