МЕСТЬ КАК СМЫСЛ ЖИЗНИ
О спектакле «Отомстить до перемены» в Екатеринбургском театре кукол
В конце мая в репертуаре Екатеринбургского театра кукол появился новый спектакль для подростков. За постановку взялась приглашённая петербургская команда: режиссёр и автор пьесы Алексей Егоров, художник-постановщик Лёша Силаев и художник по свету Борис Кузнецов. «Отомстить до перемены» рассказывает историю о школьном буллинге. Только вот мишенью для издёвок в этой истории становится не ребёнок — изгой среди сверстников, а учитель, которого травят собственные ученики.
Вениамин Горбинский (Валерий Полянсков) по прозвищу «Гроб» отработал в школе 37 лет, полных обид и унижений. Его не особенно ценят коллеги, заслугами и достижениями он похвастаться не может. Ни семьи, ни личной жизни у него нет. Единственный человек, с которым у Вениамина тёплые отношения — его мать (заслуженная артистка РФ Алла Антипова, в другом составе — Марина Стражникова), такая же, впрочем, одинокая, как и сын. Пугающую пустоту в жизни главного героя заполняют ученики — жестокой травлей и изощрёнными издевательствами. Однако, как только Вениамин выходит на пенсию, он лишается и этого. И находит новый смысл в жизни в садисткой мести своим уже повзрослевшим обидчикам.
Художественный мир спектакля становится отражением внутреннего мира героя. Жанр обозначен как «пессимистическая буффонада», и это очень точное определение. На фоне безысходной серости задника разыгрываются небольшие сценки, которые могли бы показаться смешными, не будь они насквозь пропитаны жестокостью, ненавистью, злобой. Персонажи в них не люди, а карикатуры на людей: это подчёркивает гротескная мимика и пластика артистов, белый грим на лицах, отсылающий к образам мимов и клоунов, и костюмы — ростовые куклы, уродливо искажающие фигуры.
Каждый герой спектакля — шаблон. Мать Вениамина — одинокая женщина, гиперопекающая сына до более чем зрелого возраста: когда тому исполняется 45, она, наконец, «разрешает» ему влюбиться. И отрицая своё влияние, продолжает тем не менее контролировать каждый шаг: когда пригласить на свидание, а когда — сделать предложение. Возлюбленная «Гроба» — учительница французского Аделаида (Алеся Волкова), мечтавшая о Париже и круассанах, но оказавшаяся у школьной доски. Среди учеников-недругов есть и богатенький «папенькин сынок» (Павел Ядов в исполнении Александра Шишкина), и язвительная интриганка (Грета Рыгач в исполнении Татьяны Жвакиной), и модница (Белла Стриж в исполнении Анастасии Зыряновой). Директор, коих на срок Вениамина пришлось целых шесть, и вовсе безлик, а проверяющая, пришедшая к главному герою на открытый урок, и того хуже: это буквально акула в юбке.
Да и сам Вениамин — шаблон. Словно кукла-марионетка, живёт он по прописанному сценарию. Маменький сынок, так, по сути, и не выросший в настоящего человека, несмотря на огромный рост, которым наделяют его авторы постановки. Игра с масштабами в спектакле вообще довольно любопытна. Громадного Вениамина (он одет в неестественно вытягивающий фигуру костюм, создающий ещё и эффект горба) окружают гипертрофированные предметы — и среди них его фигура выглядит вовсе не такой уж значимой. А в кульминационной сцене, когда травля достигает своего апогея — несчастного учителя закидывают огромными бумажными шариками — на грудь ему вешают куклу-пупса. И это кажется даже на намёком, а прямым указанием на истинную сущность главного героя. Забитого — в школе. Забытого — сразу после выхода на пенсию. Может показаться, что Вениамин Горбинский внутренне умирает в тот момент, когда ученики наделяют его жутким прозвищем «Гроб». Но возникает вопрос: а жил ли он когда-то по-настоящему? Было ли, ради чего жить?
Особенно важным кажется ответить на этот вопрос в контексте темы буллинга, которая авторами спектакля старательно выводится на первый план. Глядя на Горбинского, невольно спрашиваешь себя: это травля выжгла в нём желание жить или же его выбрали жертвой потому, что он, в сущности, ничего из себя не представляет? Ведь неслучайно школьники начали издеваться не над сверстником, а над учителем — не отсылка ли это к сегодняшним реалиям, когда учитель становится всё менее защищённым перед ученическим и родительским сообществом? Парадоксально, но каждый из мучителей Вениамина как раз нашёл своё место в жизни и дело по душе. А вот он так и застрял в круговороте обид и бессмысленной мести.
Тема буллинга в последние годы всё чаще звучит в екатеринбургских театрах — и профессиональных, и любительских. В 2022 году в ТЮЗе — кстати, тоже в самом начале летних школьных каникул — состоялась премьера спектакля «Чучело» (режиссёр Григорий Лифанов), который и сейчас, три года спустя, вызывает у школьников в зале очень живую реакцию: тема остаётся актуальной. В 2023 году режиссёр театральной платформы Музея истории Екатеринбурга Ирина Лядова поставила читку пьесы Натальи Салтановой «Грустная такса для мамы»: текст даёт рецепт выхода из болезненной ситуации и показывает, насколько важна в таких случаях поддержка семьи. В обеих историях жертвы буллинга — яркие личности, они остро чувствуют несправедливость и пытаются ей противостоять. Оба спектакля содержат элемент документальности: драматург Наталья Салтанова описывает реальную историю своей знакомой, а артисты ТЮЗа, используя приём остранения, в форме монологов делятся собственными воспоминаниями о травле.
В карикатурном, клоунском, гротескном, сатирическом мире спектакля «Отомстить до перемены» такой документальности нет. Жонглируя шаблонными персонажами и абсурдными ситуациями, режиссёр Алексей Егоров, вероятно, стремится «попасть» в как можно более широкий круг зрителей — и слегка припугнуть их (эстетика спектакля и впрямь жутковатая) жестоким уроком Вениамина Горбинского. Тем неожиданнее воспринимается финальная сцена: выросшие ученики, испытав на себе месть главного героя, вдруг признаются — не «кукольными», а человеческими интонациями и голосами — что он… многому их научил. Такой пассаж кажется неожиданным не только для зрителей, но даже для самого учителя: он тоже мгновенно «выскакивает» из своего гробового костюма-образа и резко становится обычным человеком. Который впервые допускает, что прожил жизнь не совсем зря.
Этот поворот вызывает откровенное недоумение и множество вопросов. Что побудило давно повзрослевших учеников спустя годы попросить у своей жертвы прощения? Мелкая месть, из-за которой на этот раз они сами почувствовали себя униженными и оскорблёнными? Неужели это — подлинная причина раскаяться и начать относиться к слабым не с позиции сильного, а по-человечески? Ответ наверняка кроется где-то в спектакле, вот только найти его оказывается совсем не просто. История человека меркнет среди гигантской бутафории и театральных спецэффектов.
Источник: https://культура.екатеринбург.рф/common_content/item/theater_post/1075