КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ КАК ПИЩА ДЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ

23
Апрель

О премьере «Солнышко в ладошках» в Екатеринбургском театре кукол

Этой весной Екатеринбургский театр кукол представляет новую постановку для детей от трех лет. «Солнышко в ладошках» — забавная и трогательная история о детском воображении, которое превращает повседневность в удивительный мир фантазий, сказок и приключений. Мы побывали на показе и спешим поделиться впечатлениями.

На сцене — несколько коробок, будто разукрашенных детской рукой, и широкий белый экран. В спектакле он играет роль чистого листа, на котором появляются то черно-белые бабушка и внучка, то причудливые разноцветные персонажи. Историю ведут две возрастные актрисы — заслуженная артистка РФ Алла Антипова и Марина Стражникова — в костюмах, эскизы для которых будто тоже создавал ребенок, старательно выполняющий штриховку фломастером и карандашом.
 
Весь этот нарисованный мир соткан из воспоминаний о детстве. Актрисы начинают рассказ издалека: 

— У меня была бабушка.

— И у меня была бабушка.

— У моей бабушки был кот.

— И у моей бабушки был кот! У многих бабушек бывают коты…

Появляется кот — мягкая игрушка, которая в руках опытных кукольников «оживает» и гоняется за солнечными зайчиками. Тем временем в рассказах актрис возникает девочка — собирательный образ, в котором наверняка есть черты обеих артисток. Так, деликатно и мягко, авторы спектакля перекидывают мостик со сцены в зрительный зал, где на мягких диванчиках сидят зрители — ровесники той девочки, которая сейчас будет рассказывать истории о себе и своей бабушке.

Для этих, современных детей, белый экран — хорошая «приманка»: кажется, что на нём вот-вот начнут показывать мультфильмы, и малыши замирают в предвкушении. Образы девочки с бабушкой и правда созданы с помощью анимации, но небольшая история их взаимоотношений — лишь обрамление спектакля. Стоит девочке произнести «а еще бабушка говорила…» и вспомнить какое-то крылатое выражение, как герой фразы тут же появляется из коробки в виде тростевой куклы. 

«Молоко убежало», — произносят актрисы, недоумевая: а как это — убежало? куда? И вместе с плоской куклой — кастрюлькой с хитрыми глазами — исчезают за белым полотном. И вот кастрюлька уже на экране: хихикает убегает от бабушки, дразнится, хлопает крышечкой… А девочка продолжает вспоминать и размышлять: «как это — окна выходят во двор? зачем?», «раз крапива кусается, значит она еще и рычит?», «время летит — а куда оно летит?» и «зачем солнце садится, когда пора спать — оно что, спит сидя?» Иллюстрируя текст, написанный режиссером-постановщиком Николаем Бабушкиным, в нарисованном мире появляются окна с ногами, похожая на собаку крапива, часы с крыльями, зевающее солнце и бабушка. Последняя — размером чуть больше кота: ведь, по её рассказам, она тоже когда-то была маленькой. 

Этот способ работы с куклами напоминает теневой театр: благодаря контровому свету и полупрозрачному материалу кукол на экране появляется цветное изображение. Получается почти мультфильм, только создаётся и озвучивается он здесь и сейчас. Чередуя кукольный и живой планы, актрисы не скрывают от маленьких зрителей тонкости процесса: открыто достают кукол из коробок, держат на виду уже «отработавших» нарисованных героев. От этого театральное волшебство не исчезает, напротив: с маленькими зрителями будто делятся этими чудесами, приглашают их в игру — давайте пофантазируем!
 
Отказаться от этого приглашения не в силах даже взрослые. Но, в отличие от малышей, для них этот спектакль становится не путешествием в полусказочный-полуреальный мир, а поводом вспомнить свое собственное детство. Не какие-то конкретные события, а само ощущение себя ребёнком, когда не до конца понятные вещи словно и не нуждаются в объяснении, потому что воображение сходу предлагает вариант в тысячу раз интереснее реальности. 
 
Очень ценно, что для авторов постановки, режиссера Николая Бабушкина и художника, заслуженного артиста РФ Андрея Ефимова, сидящие в зале взрослые не просто сопровождающие, без которых не пустят в зал трёхлетних детей, а полноправные зрители. «Солнышко в ладошках» — спектакль для семейного просмотра. Да, ощущение от истории у ребёнка и взрослого будет разным, даже финала здесь предусмотрено два. Первый — игровой, подвижный, образный: малыши ловят ладошками солнечных зайчиков, и на детских лицах расцветают улыбки. Второй — жизненный, ностальгический и немного печальный: героиня мечтает о том, чтобы спустя много-много лет можно было снова встретить бабушку и просто идти с ней рядом. 
 
Эта светлая печаль возвращает в день сегодняшний. Не у каждого сидящего в зале родителя осталась в живых бабушка, рядом с которой было так тепло и спокойно. Но рядом с каждым сидит малыш, который прямо сейчас узнает этот мир и который на этом непростом пути нуждается в заботливом, надёжном и понимающем взрослом. В финале спектакля у ребёнка и родителя становится чуточку больше общего: больше взаимопонимания, больше тепла, больше чуткости. А пойманное в ладошки солнышко еще долго будет согревать изнутри.

Ссылка на источник

К списку публикаций