НАГРАЖДЕННАЯ «ПЕТРУШКОЙ ВЕЛИКИМ»

31
Март

Театр кукол – особый вид театрального искусства, где мы даже на сцене не всегда видим самого актера, проживая вместе с ним жизнь его персонажа. Здесь актер познает не только границы «своих возможностей», но и границы возможной и невозможной жизни предмета – куклы, с помощью которой создает художественный образ.
Сегодня мы заглянем за кулисы Екатеринбургского театра кукол, который в этом году отмечает 70-летний юбилей, и поговорим с актрисой Мариной Стражниковой. Только что она играла в спектакле «Двенадцать месяцев» сразу две роли: Зиму и Гофмейстерину. Метафорические образы Времен года – Зимы, Весны, Осени и Лета исполняются в живом плане, а все главные герои – куклы. С появлением Гофмейстерины – главной придворной дамы – в зале сразу начинается веселое оживление: яркий, характерный образ с живой походкой… А Зима – пластичная, могущественная властительница ветров и сугробов, при ее появлении зал трепетно замирает…
И вот Зима в гримерке, снимает «зимний» грим. Я вижу в зеркальном отражении кроткие и красивые голубые глаза. На щеках еще чуть-чуть остались «зимние» блестки-льдинки, но это уже другой образ – жизненный, очаровательный. На стене за спиной актрисы висят фотографии и афиши спектаклей. По ним можно прочитать жизнь и творческую биографию.
В 80-м году, закончив с красным дипломом Горьковское театральное училище, Марина в числе пяти отличников едет в Челябинский театр кукол по распределению. Главный режиссер театра В. Вольховский вводит молодых артистов сразу в пять спектаклей. Начинается биография актрисы. Рядом любимый человек, однокурсник, теперь коллега-актер и муж – Петр Стражников.
Вот на стенде в гримерке - большая афиша, здесь муж и жена вместе в спектакле «Аистенок и Пугало». Он – Пугало и Старый аист, она – Аистенок и все остальные роли: Лиса, Ива, Воробей, Времена года. В Театре кукол и такое возможно: два актера ведут целый спектакль, исполняя множество разных ролей. Для этого, конечно, требуется виртуозное мастерство кукольника, основы которого закладываются в годы учебы. С нежностью вспоминает Марина своего педагога А. Мишина, главного режиссера Нижегородского театра кукол…
Слушаю и смотрю на фотографии «горьковского периода»: молодые, полные сил, красивые студенты; а вот фотографии, где вся труппа Челябинского театра во главе с режиссером В. Вольховским и очень талантливыми, выразительными куклами художницы Е. Луценко из спектаклей «Мертвые души», «Карьера Артура Уи» и других. Вспоминаю блестящие гастроли театра в Екатеринбурге. Это было открытием, фейерверком фантазии и неповторимых актерских работ. Спрашиваю: «Что больше всего запомнилось в период работы в Челябинском театре?»
- Конечно, любимая роль Гермии во «Сне в летнюю ночь». Я получила там очень хорошую школу – жесткую. Нас сразу приучили к строжайшей дисциплине, бережному и серьезному отношению к кукле, полному включению в репетиционный процесс, никаких поблажек. Мы усвоили такие основы актерской этики, что хватит на всю оставшуюся жизнь. Научились работать и жить этой работой 24 часа в сутки.
- Выкладываться до конца?
- Да, - твердо отвечает Марина. – Я называю это: честно работать. Ведь даже малюсенькая роль должна захватить целиком. Думаю о ней постоянно: дома, на сцене, в трамвае – это со мной. Даже дети замечают. «Мама, что-то по роли не получается?» - спрашивает сын.
В актерских семьях дети чутко относятся к профессии родителей, нередко эта профессия становится частью и их жизни. Вот и дочь Стражниковых уже заканчивает актерский факультет нашего театрального института.
Мы приходим в детский театр и воспринимаем его как праздник: все так весело, задорно, увлекательно. Взрослые тети и дяди до сих пор играют в куклы, словно дети. Что тут сложного? Но все не так просто, тем более для женщины-актрисы. На ней лежат обязанности матери, жены, хранительницы домашнего очага, которые она вынуждена делить с театром, потому что театр – это второй дом.
Муж актрисы Петр Стражников получил второе образование и в 90-м году перевез семью в Екатеринбург, где стал работать директором нашего театр кукол. А Марина после рождения сына на время оставила актерскую профессию. Но, как оказалось впоследствии, просто линия ее поиска чуть-чуть изменилась, приобрела небольшое ответвление на основном пути. К ней приходит новое понимание, «что есть театр», благодаря центру «БОНУМ», где она начала работать в Музыкальном камерном театре под управлением В. Поповой.
- Раньше для меня театр был представлен двумя сторонами: первая – сцена, актеры, вторая – зрители, дети. А здесь я поняла: дети и актер – единое.
Актрисе пришлось стать и педагогом, и психологом. Так родился номер «Ми-ми и Жу-жу», где ярко проявился ее талант клоунессы, - номер, полный эксцентрики, ставший мостиком для общения с детьми с врожденной челюстно-лицевой патологией и тяжелыми нарушениями речи. А когда эти дети сами заговорили, начали петь, танцевать, играть в спектаклях, Марина поняла: «Вот чудо, которое может сделать театр». И стала разрабатывать авторскую программу. Кассеты с программой расходились по миру, дети мастерили кукол, увлеченно общались между собой, ставили спектакли, учились взаимопомощи и многому другому. Родители детей на концертах буквально плакали от счастья, полные благодарности актрисе и педагогу. Это была школа жизни.
Но театр кукол – ее театр – манил по-прежнему, и Марина начала вводиться в новогодние представления, а потом и в спектакли Екатеринбургского театра кукол под псевдонимом Максимкина. Альбина Сухоросова, режиссер «Путешествия в Лукоморье», вспоминает трогательный образ Лешего в исполнении Максимкиной:
- Это было невероятно обаятельно. Дети шли за ней, как намагниченные. Не все актеры могут так работать в гуще детской публики и вести ее за собой, как это делала Марина в роли Лешего. И грим она сама себе придумала. А ее способность к импровизации оказалась просто поразительной. Я ее тогда разглядела и пригласила на роль Мышильды в спектакль «Щелкунчик и Мышиный король».
Так Стражникова-Максимкина вновь стала актрисой театра и вновь играет разнообразные характерные роли: Лису в «Красной шапочке», Багиру в «Маугли», Арлекина и Крысу в «Стойком оловянном солдатике». В ее репертуаре такие спектакли, как «Свет ликующий», «Синяя птица», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маленький принц»…
Марина – актриса яркая, каскадная, обладающая комедийным даром. Альбина Сухоросова подчеркивает, что Марина Стражникова одинаково серьезно относится к любой роли, для нее не существует мелочей. Все важно. Режиссер Сергей Балыков обещает, что в конце сезона зрители смогут увидеть Стражникову в новом качестве в новой премьере.
А сама Марина считает, что нашла признание как актриса в момент получения статуэтки «Петрушки Великого» в номинации «Любимец публики» за роль в спектакле «Щелкунчик и Мышиный король». Поверьте, для кукольников это не меньше, чем «Оскар» в кино.
 

К списку публикаций