ВЕНИАМИН, БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ
Под финал 93‑го творческого сезона Екатеринбургский театр кукол вступил в мощную синергию с командой творцов из Санкт‑Петербурга. Итогом совместной работы стал спектакль «Отомстить до перемены». Этот театральный опыт может заворожить или шокировать зрителя, вызвать радость узнавания или же ярое отрицание происходящего.
Режиссер Алексей Егоров создал психотерапевтическую пьесу о травме, о внутреннем ребенке, о чрезмерной агрессии и, возможно, о прощении. Главный герой Вениамин Горбинский явный бывший мальчик-отличник: исправно работает в школе, живет с мамой и старается всегда поступать только по правилам. Но такое хронически примерное поведение приводит его к личной катастрофе. После 37 лет педагогической практики он уходит на пенсию, не заработав ничего, кроме всеми признанного прозвища «Гроб» и крайне расшатанной психики. Дети, коих за время его работы набралось не одно поколение, все время проверяли своего педагога на прочность самыми жестокими способами.
Истории о школьном буллинге обычно повествуют о конфликтах между сверстниками, но здесь жертва детской травли — человек взрослый. Кажется. В исполнении Валерия Полянскова стареющий Горбинский предстает перед зрителем высоченным, крупным… ребенком. Его безмерно жаль, с каждым новым школярским выпадом он надламывается все сильнее. Добавляют «ужасов» ему в жизнь и взрослые. Один из многочисленных ярких эпизодов показывает ситуацию открытого урока: дающая оценку его работе проверяющая видится Вениамину настоящей акулой в женской юбке. Страх допустить ошибку, показаться неидеальным буквально топит учителя в этой акульей заводи. А дети, чувствуя слабость «старшего», еще больше раскачивают ситуацию, доводя ее до катастрофического абсурда.
Вообще мир страхов, созданный художником Лешей Силаевым на екатеринбургской сцене, в очередной раз доказывает, что есть вещи, доступные для воплощения только через язык театра кукол. Бесконечное разнообразие форм, сюрреалистичность образов и предметов, точность метафорическая погружают здесь зрителя в настоящий кошмар, годами творящийся в сознании одного конкретного человека. Вениамин не может и не умеет давать сдачи, его очаровательная ранимость делает его абсолютно беззащитным (вины его перед обществом в этом нет, но вот перед самим собой…).
Единственный светлый и безопасный близкий для Горбинского — мама. Марина Стражникова играет страстно любящую свое чадо мать: в этом чувстве она экспансивна, преданна, самоотверженна, ревнива и даже страшна. Егоров выстраивает линию сына и родительницы таким образом, что идиллическая семейная связь видится одновременно и добрым спасением, и плотно запертой клеткой. Режиссер не дает этому никакой оценки, но лишь красноречиво иллюстрирует неоднозначность и многоплановость родственной любви.
Он определяет жанр своего спектакля как пессимистическую феерию. И в этом феерическом пессимизме, правда, очень сложно сохранять бодрость духа и веру в человечество. Спектакль адресован зрителям от двенадцати лет, но он так густо населен недетскими проблемами и болями, что взрослая аудитория видится, пожалуй, даже более предпочтительной. Пройдя через свои многочисленные адовы круги, так и не повзрослевший ребенок строит планы мести уже выросшим обидчикам и планомерно претворяет задуманное в жизнь. Адовы круги насилия начинают расходиться по этому омуту, в котором, кажется, живут настоящие черти. Кажется от того, что к финалу происходит внезапное «расколдовывание»: точно очнувшись от чудовищного сна, измученный Горбинский получает, наконец-то, заслуженное признание коллег и уважение учеников. Но и это, возможно, тоже лишь кажется… В своем новом театральном высказывании Алексей Егоров выстраивает многоуровневую смысловую матрешку, в которой насилия все же больше, чем любви. Но от этого стремление наше к этой самой любви человеческой никак не становится меньше.
Фото Вадима БАЛАКИНА
https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/ku_062025.pdf