«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА» С ПРИКЛЮЧЕНИЯМИ И ОТКРЫТИЯМИ
Вчера в Театре кукол утро началось с премьеры
Спектакль «Садко», театральную фантазию по мотивам древнерусской былины и оперы Николая РИМСКОГО-КОРСАКОВА, снова показали маленьким екатеринбуржцам. За час до спектакля мы получили возможность увидеть и услышать то же, что и публика, а ещё разглядеть новое театральное чудо вблизи и изнутри.
Это былина приключений и странствий. Здесь, прямо на сцене, гусляр Садко из Новгорода попадает на дно Ильмень-озера, в «плен» к морской царевне Волхове, странствует по морю-окияну — в «Веденец славный» (Венецию), в далёкую Индию. И возвращается в Новгород — преображённый. Ведь всё, что мы видим, всё, где мы бываем, незаметно для нас меняет и нас самих открытиями.
Это былина открытий. О, сколько «открытий чудных» совершит бесподобный гусляр в своих странствиях! А на сцене, в свою очередь, открывается (буквально!) всё. И прекрасное огромное «яйцо Фаберже» в золотой чешуе, и маленькая раковина с жемчужиной, исполняющей заветное желание Садко. Как волшебная шкатулка с тайниками, секретными углублениями. Думаешь, вот оно — дно, а за ним вдруг ещё, и ещё... Главный режиссёр театра, постановщик «Садко» Евгений СИВКО, объяснил нам, что чудеса пока не исчерпаны.
Скоро в спектакле появятся птица Феникс, слоны, черепаха, на которой «держится мир» и которая тоже открывается, словно ларец с драгоценностями. «Садко» может прирастать чудесами всё время своей сценической жизни. Но и то, что показали вчера, очаровывает, словно настоящая магия. Это и есть магия — настоящая, театральная, когда каждая медуза, каждая рыбка, даже красное солнышко с колокольчиками, предстаёт материализовавшейся в визуальные образы музыкой. Классическую музыку собрал в «саунд-трек» спектакля Сергей СИДЕЛЬНИКОВ, а стихи, былинные и оперных арий, соединила в «закадровый» текст Людмила ШЕГАЛ. Кинематографические термины здесь уместны, потому что происходящее на сцене сродни по выразительности экранным спецэффектам. Только, на мой взгляд, лучше, потому что это — живое, сиюминутное искусство театра, здесь и сейчас.
Чудеса начинаются с дивного яйца. Карл ФАБЕРЖЕ такого не создавал. Его придумал «по мотивам» творений знаменитого ювелира художник Андрей МЕЛЕНТЬЕВ. Это яйцо — огромная музыкальная шкатулка, где каждое открывающееся пространство — подмостки для героев. Откинулась верхняя крышка, увенчанная ещё одним «яйцом Фаберже» — тёмнокрасным, с золотом, как петушок на гребне терема, и нам открылся древний Новгород. Распахнулись золотые дверцы внизу: и перед нами морские обитатели. Волны бегут наверху, пузырьки воздуха поднимаются снизу, струится неземной свет, и переливается под лучами солнца свод небесный.
Художник населил спектакль куклами - сейчас их больше восьми десятков. В одном «яйце» умещаются эти 80 кукол да ещё три актёра. Невероятно, но их только трое. Вчера утренний спектакль играли Марина СТРАЖНИКОВА, Валерий БАХАРЕВ и Герман ВАРФОЛОМЕЕВ, управляя всеми новгородцами и всеми кораблями, виртуозно оживляя Морского царя и рыбок, Волхову и Садко.