НА ТЕАТРАЛЬНЫХ ЧАСАХ — БЕЗ ДЕСЯТИ ВЕК

08
Декабрь

90 лет екатеринбургскому театру кукол

6 ноября Екатеринбургскому театру кукол исполнилось 90 лет. За это время планету потрясали исторические события, возникали и исчезали целые страны, карта мира менялась до неузнаваемости. Менялся мир. О том, как менялись театр, его зритель и репертуар — наш разговор с директором Екатеринбургского театра кукол, Заслуженным работником культуры России Петром СТРАЖНИКОВЫМ.

— 90 лет — солидный возраст. С каким багажом пришел театр к этой дате?
— Самое главное, наверное, что сегодня Екатеринбургский театр кукол бесспорно один из ведущих, один из лидеров в стране. Наличие «Золотых Масок» тому подтверждение. А сколько было у нас номинаций на эту главную театральную премию! Встречая 90-летие, можно абсолютно точно сказать, что в нашем театре одна из лучших трупп в России, которой по плечу очень многие задачи. За эти годы мы провели реконструкцию и капитальный ремонт здания. Совершенно обновилась материальная база театра. Многим известно, что долгие десятилетия кукольники не имели своей площадки. Только в 1964 году получили, наконец, свой дом. Как говорят историки, одно из первых специализированных зданий для театра кукол в стране! В 1996 и 2020 годах прошли две глобальные реконструкции. Сегодня театр располагает уникальными техническими средствами для постановки спектаклей. И для зрителя совершенно другие условия — комфортно, тепло, уютно, хорошо. Вот такой багаж у театра, если коротко.
— Кукольный — первый театр в жизни человека. В Екатеринбургском театре кукол с момента возникновения сменилось уже пять поколений. Только при вашем, Петр Степанович, директорстве прошли два поколения. Скажите, меняется ли зритель?
— Я пришел сюда в 1990 году. А в 1992-м коллектив отмечал свое 60-летие. Вот уже более 30 лет связывают меня с Екатеринбургским театром кукол. Зритель, бесспорно, изменился. Так же, как изменилась и страна. Конечно же, это отразилось на нашей публике. Сегодня наш зритель стал интеллектуальнее, если сравнивать с концом прошлого века. Возможно, потому, что тогда страна переживала сложный период. В мире существует несколько вечных бизнесов. Может быть, прозвучит грубо, но работа с детьми из разряда «вечных бизнесов». Она будет вечной. Пока у родителей будут дети — они будут водить их в театр. И театр кукол даже в трудный период не оставался без зрителя. Но зритель был тогда более простым, требовал, что называется, больше «хлеба и зрелищ».
Сегодня Россия опять переживает непростые времена. И зритель уже немножко другой. Раньше дети были более открытыми, а теперь они рациональнее, более «вещные», стали приземленней, что ли. Как мир закрывается, так и люди. Но дети всегда будут оставаться детьми. Это уже стало банальностью, но именно то, что мы, театр кукол, закладываем в их души, в их сердечки маленькие, то они и понесут дальше. Полюбят они театр или не полюбят? Станут лучше, чище, гуманнее, духовно богаче? Все это кирпичики, которые закладывает театр кукол.
— Меняется ли театр вместе со своим зрителем?
— Как говорили классики, театр должен быть на один, два, а то и три шага впереди зрителя. Он должен опережать время. Есть театры — утром в газете, вечером в куплете. А есть такие, где видят и переосмысливают события, которые происходят в стране, в мире, в человеке, и художественными средствами, через художественный образ доносят их до зрителя. Мы строим именно такой театр. Николай Васильевич Гоголь считал, что театр — это кафедра, с нее можно сказать такие вещи, которые попадут зрителю в сердце и поведут человека вперед. В лучших своих спектаклях мы, мне кажется, попадали.
— Назовите, пожалуйста, хотя бы некоторые из этих лучших...
— «Картинки с выставки», с которыми мы объездили полмира. Это, безусловно, спектакль-попадание в сердце. Ему уже более четверти века. Второе его название — «Возвращение». В этом глубокий смысл. Возвращение к себе, к человеку, к добру, к любви. Нельзя не отметить постановку Владимира Гаранина «Свет ликующий» к 1000-летию христианства на Руси. В ней был очень четко отражен наш взгляд на этот мир. И этот спектакль был настолько востребован у зрителя! Люди приезжали с далекого севера, из самых дальних уголков, чтобы посмотреть. Очень сожалею, что его больше нет в репертуаре. Хорошие детские спектакли нынешнего главного режиссера Евгения Сивко и главного художника Юлии Селаври любимы зрителями. Например, «Алиса/alice.net». Для самой младшей публики, «нольплюс», когда формируется душа ребенка — «Сказки небесной коровы», очень трогательные и нежные.
Ну, и спектакли нашей новейшей истории. Здесь театр идет в ногу со временем. В некоторых работах опережает его. Такие провидческие постановки. Это и «Дон Кихот» Виктора Плотникова, где он и художник, и режиссер в одном лице. И его же «Собака камень». Тут проявление определенной гениальности мастера, когда он за два с лишним года предвидел исторические события, которые происходят сейчас. Это то, о чем я уже говорил, — когда театр на шаг, а то и на три идет впереди зрителя. «Собака камень» непростой спектакль, я после него всегда болею. Но это история нашей страны в авторском видении Виктора Плотникова.
Последняя премьера «Гоголь.Триптих» — представление-шок. Особенно это видно по нашим молодым зрителям, старшеклассникам. Мне потом звонят их родители: «Что там у вас происходит? Дети говорят — папа, мама, это надо посмотреть обязательно!» Культурный шок в их головах, в их сердцах. Этот спектакль — театральное событие не только Екатеринбурга, не только России. На фестивале «Петрушка Великий» ко мне подходил наш гость из Турции, Чаглаян Севинчер, и сказал про «Гоголь.Триптих», что его должны видеть кукольники со всего мира. И это при языковом барьере! Это очень высокая оценка. Театр развивается вместе со временем, со страной. Театр сегодня на гребне. Он востребован, он актуален.
— Девяносто лет это — без десяти век. Каким вы видите театр через десятилетие?
— После дня рождения театра я сказал своим домашним, что его столетие не мне проводить, не мне организовывать. Может быть, в качестве гостя...
Театр кукол мне довелось дважды перестраивать. В 1996 году мы с Андреем Ефимовым, тогда главным художником, попробовали представить театр таким, каким его видят дети. Общались с ребятами, брали детские рисунки и превращали их в интерьеры. Сейчас наш дом изменил облик. Появился кинетический театр «Время Чудес». Мы много-много лет хотели это сделать. Рисовали, фантазировали. Был один вариант, другой, третий. И вот, наконец-то, все получилось.
Как будет выглядеть театр через десять лет внешне? Полагаю, что так же. За десять лет вряд ли будет еще один каптальный ремонт или реконструкция. Как он будет выглядеть в художественном плане? Тут многое зависит от того, кто возглавит коллектив. Если художественное руководство сможет держать эту высочайшую творческую планку, будет очень хорошо. Нельзя скатываться в коммерцию. Хотя коммерческая составляющая деятельности тоже очень важна, чтобы театр зарабатывал, кормил свой коллектив. Нельзя склонять эти весы в одну или другую сторону. Надо держать баланс. Если скатиться в «чистое творчество», театр будет голодать. Проверено. Вот такое послание будущим руководителям: всегда балансировать на этой очень хрупкой, очень тонкой грани.
— Что пожелаете зрителям Екатеринбургского театра кукол?
— Первое: наконец, понять — театр кукол не только для детей. Конечно, в первую очередь для них. Но он и для взрослых тоже! Второе: чтобы они не разлюбили нас, чтобы приходили к нам. Чтобы знали — тут их любят и ждут, делают все, чтобы им здесь было уютно, комфортно, хорошо. Кто-то любит сладкое, кто-то горькое... Театр — разнообразен. Мы строим такой театр.

 

ВСЕМИ ЛЮБИМЫЙ!
Министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА:
— Театру нашего детства исполнилось 90 лет. В это сложно поверить — всегда такой юный и живой театр кукол!
Екатеринбургский театр кукол любим всеми поколениями горожан. Сюда ходили наши бабушки и дедушки, а сейчас в этот театр приходят их внуки и правнуки. И уже для них — детей и взрослых — актеры выходят на эту прославленную сцену. Этот театр неизменно дарит зрителям настроение, любовь и самые лучшие истории. Та блистательная форма, в которой находится сегодня труппа, весь коллектив театра, этот обновленный к юбилею театральный дом обещают нам впереди очень многое…

ЛИСТАЯ КАЛЕНДАРИ...
Официальной датой основания театра считается 6 ноября 1932 года. Тогда постановлением Свердловского горисполкома было утверждено самостоятельное существование Театра кукол.
В 1964 году у театра появился свой собственный дом. Это здание было одним из первых в стране, построенных специально для театра кукол. В сегодняшнем театре три площадки: Большая сцена, Малая сцена и Mamin-зал, где показывают спектакли для самых маленьких.
В январе 2022 года завершился капитальный ремонт театра. Были полностью заменены световая и звуковая аппаратура. Теперь все три площадки оборудованы по последнему слову техники. В рамках капремонта на фасаде здания появился уникальный арт-объект — кинетический театр «Время Чудес». Три раза в день — в 10:00, 14:00 и 18:00 — на фасаде театра разыгрывается представление для зрителей и жителей города. В репертуаре Екатеринбургского театра кукол около 40 спектаклей, рассчитанных на все возрасты — от 0+ до 16+.
В ноябре 2022 года создателям кинетического театра «Время Чудес» в номинации «За заслуги в области образования, культуры и искусства»» присуждена екатеринбургская премия имени В. Н. Татищева и Г. В. де Геннина. Вместе с архитектором творческого объединения «Екатеринбургский художественный фонд» Александром Медведевым и художественным руководителем этого фонда Сергеем Титлиновым самой престижной награды столицы Среднего Урала удостоены главный художник Театра кукол Юлия Селаври, главный режиссер ЕТК Евгений Сивко и директор театра Петр Стражников.

С 2002-го года екатеринбургский театр каждые два года проводит Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий», который неизменно собирает под своим флагом лучшие образцы искусства кукольников России и мира. В год 20-летия фестиваля — в сентябре 2022-го — состоялся 11-й «Петрушка Великий», принявший 15 спектаклей из трех стран.
В 1997 году Екатеринбургский театр кукол — первым в Свердловской области — открыл список наших лауреатов национальной театральной премии «Золотая Маска» В номинации «Лучший художник театра кукол» Андрей Ефимов получил «Маску» за спектакль «Картинки с выставки». В 2011 году обладателем «Золотой Маски» в той же номинации стала постановка Эмили Валантен «Грибуль-простофиля и господин Шмель»... А премьера юбилейного 2022 года Екатеринбургского театра кукол «Гоголь. Триптих» будет участвовать в фестивале «Золотая Маска-2023», она стала номинантом премии в четырех позициях: лучший спектакль, лучший режиссер — Игорь Казаков, лучший художник — Ольга Дворовая, Денис Козлов, лучшая мужская роль — Герман Варфоломеев, Валерий Полянсков, Александр Шишкин.

«ДВЕРЬ», ОТКРЫТАЯ В БУДУЩЕЕ
К своему 90-летнему юбилею 9 ноября и следующим вечером 10 ноября театр представил необычную премьеру. «И оживают куклы...Дверь на сцену» — это попурри концертных номеров и фрагментов из спектаклей «золотого фонда» театра, которых уже нет в сегодняшней афише, но они вошли яркими страницами в театральную историю.
На одной сцене оказались Моцарт и Сальери («Маленькие трагедии»), персонажи «Башмачкина» (по гоголевской «Шинели»), Буратино и Мальвина из «Иллюзиона», уникальная горизонтальная марионетка Рахиль из рождественской мистерии «Свет ликующий» и многие-многие другие. В центре внимания — Кукла и Актер. Их история, их судьба, их взаимоотношения. Зрители заглянули за кулисы и увидели все то, что обычно скрыто от зала ширмой, что происходит по другую сторону рампы: как актеры и куклы готовятся к выходу, о чем думают, что вспоминают, о чем мечтают... Ведь дверь на сцену ведет в обе стороны.
В постановке главного режиссера театра Евгения Сивко, главного художника Юлии Селаври, с музыкальным оформлением Кирилла Лихина участвуют ведущие артисты и их молодые коллеги. Это признание в любви родному театру и подарок к юбилею — ему и его зрителям. Сейчас в новом спектакле 18 номеров, со временем здесь появятся новые эпизоды-«воспоминания». Жизнь юбилейного спектакля не ограничится праздничной датой, его собираются включить в будущий репертуар.

К списку публикаций