Галина Ивановна Дейкина

актриса

Заслуженная артистка РФ

Дата рождения: 16.08.1947

Место рождения: г. Свердловск
Образование:  Свердловское театральное училище (1967 г., руководитель курса Ю.А.Набоков), Свердловский Государственный театральный институт, специальность «Актер драматического театра и кино» (заочное отделение, 1987г., мастер курса Анисимов В.И.).
Творческая деятельность
: Галина Дейкина пришла в Свердловский театр кукол в 1963 году и с тех пор неизменно верна ему. Галина Ивановна Дейкина – актриса широкого творческого диапазона. Ей удаются роли  романтического, лирического и сатирического планов. Несколько поколений свердловских и екатеринбургских зрителей помнят ее в таких ролях как: Хозяйка Медной Горы, Царевна Будур, Тим Талер, Питер Пэн, Городничиха, Бесёнок, Обезьянка Чи-Чи и многих других. Ее работа (Заяц) в спектакле «По зеленым холмам океана» по пьесе С.Козлова была отмечена на многих театральных фестивалях. Во всех своих ролях актриса прекрасно использует пластические возможности куклы, демонстрируя безукоризненное кукловождение в любом сценическом приеме.
Галина Ивановна за годы работы в театре успешно проявила себя и в режиссуре, ею  поставлено шесть спектаклей. Премьера последнего – «Кружевная сказка» – состоялась в 2011 году.
Помимо основной работы в театре, Галина Ивановна много и плодотворно сотрудничала с телевидением: «Для вас, малыши», «Петя Светофоров», «А сегодня вот что – почта» – эти программы с участием Дейкиной помнят многие. Участвовала она и в озвучивании мультфильмов на Свердловской киностудии.
Многие годы Г.Дейкина посвятила работе со студентами Екатеринбургского государственного театрального института. Немало артистов-кукловодов,  выпускников ЕГТИ, стали признанными мастерами своего дела, заслуженными артистами РФ.  Педагогические способности Г.И. Дейкина проявляет и в театре, являясь подлинным наставником для молодых актеров. Ее чуткое, бережное отношение к партнеру помогает новичкам в профессии обрести уверенность и получить хорошую школу.
Талант актрисы, ответственное отношение к репетиционному процессу, удивительная работоспособность, наполненность творческими идеями – все эти качества помогли Дейкиной стать настоящим мастером театрального искусства. Галина Ивановна Дейкина – образец верности одному театру, преданности профессии. В 2023 году она отметила 60-летие своей творческой деятельности.

Премии и награды: Почетная грамота Свердловского обкома КПСС и Исполкома областного совета депутатов  (1969г.);
Диплом Всесоюзного смотра артистической молодежи за творческие успехи и исполнение ролей Петрика в спектакле «Голубой щенок» и Генеральской дочери в спектакле «Царевна-лягушка» (1972 г.);
Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры (1973 г.);
Благодарственное письмо Президиума Свердловского обкома профсоюза работников культуры (1981 г.);
Почетная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры  (1982 г.)
Диплом «За лучшую женскую роль» и творческая командировка в Москву по итогам II фестиваля кукольных театров Свердловской области за исполнение роли Зайца в спектакле «По зеленым холмам океана» (1989 г.);
Почетная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры(1992 г.);
Почетная грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга(1997г.);
Почетная грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга (2002 г.);
Почетная грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга (2007 г.);
Почетная грамота Российского профсоюза работников культуры (2007 г.);
Благодарственное письмо Администрации города Екатеринбурга (2007 г.);
Почетная грамота  Управления культуры Администрации города Екатеринбурга (2008 г.);
Почетная грамота Управления культуры Администрации города Екатеринбурга(2014 г.).
Благодарственное письмо СТД РФ (2017 г.).

«Что такое чудо? Нет, не об ано­мальных явлениях речь, а о том, как вдруг однажды мы оказываем­ся способными непосредственно воспринимать то, что ранее было недоступно. Подобное чудо проис­ходит с нами в детстве, когда мы впервые приходим в театр. Что приоткрывает в душе ребенка этот волшебный мир, как выстраивает­ся связь от актера к зрителю на столь тонком уровне, что последний забывает об условностях театра и готов, как Буратино, выскочить на сцену и сразиться с Карабасом? С этим вопросом я обратилась к зас­луженной артистке России, актри­се Екатеринбургского театра кукол Галине Дейкиной. Уже почти сорок лет Галина Ивановна сама удивля­ется этому чуду, хотя каждодневно благодаря ей оно происходит со зри­телями.
— Чудо происходит сразу, когда гаснет свет в зрительном зале. И неважно — живой актер выходит на сцену или кукла, просто вдруг все становится настоящим, и зри­тель сопереживает герою, как в жизни. И тогда происходит слияние душ актерских и зрительских. Вот ради этого момента мы, актеры, живем. Дороже всяких похвал мне непочтительные детские реплики из зала: «Будур, не отдавай, дура, волшебную лампу, не отдавай!»...
Зритель в театре кукол особен­ный — непосредственный, горячий, эмоциональный, доверчивый. Дети пишут письма в театр, рисуют лю­бимых героев, ждут встреч с ними, совсем не задумываясь о том, что за персонажами — актеры, что это взрослые дяди и тети, которых часто даже не видно на сцене, делают свою непростую работу.
В профессии «актер театра кукол» любовь к кукле заложена изначально. Спрашиваю Галину Ивановну:
Наверное, иногда бывает обидно; актеров драмы знают в лицо, а тут столько лет работаешь, а тебя частенько и не видят — то за ширмой, то за маской, то за куклой скрыто актерское лицо?
Дейкина только смеется:
Ничуть не обидно! Работать с куклой — одно удовольствие. Ты в нее жизнь вдыхаешь, берешь, как живое существо, в руки, и охваты­вает необъяснимое чувство. Все само происходит: кукла оживает.  Иногда даже жутковато становит­ся — кажется, что она дышит, смот­рит. Так всегда переживаю, когда снимают спектакли с репертуара и кукла уже не у дел. Ведь кукла или маска, с которыми выходишь на сцену, — часть жизни для актера в нашем театре.
У нас нет возраста — говорит актриса. — Мы безгранично моло­ды! Мы не успеваем стареть. Я до сих пор помню наши са­мые первые спектакли: «Гусенок», «Колобок». Впрочем, все свои роли помню и люблю.
Говорят, терпение и бодрость духа — два крыла для творческого человека. Галина Дейкина облада­ет этими качествами и способна поделиться ими с окружающими. Помимо основной работы в театре, она много и плодотворно сотрудни­чала с телевидением: «Для вас. малыши», «Петя Светофоров», «А сегодня вот что — почта», куколь­ные мультфильмы про Зайку-Петю, рекламные ролики, а еще озвучивание мультфильмов на ки­ностудии. Более семи лет Галина Ивановна преподавала детям в школе-театре актерское мастерство с куклой, сама писала пьесы и ста­вила детские спектакли как режис­сер. «Озорной зайчонок», «Голубая змейка»... И что бы она ни дела­ла — любое дело становится жи­вым, теплым, настоящим, как ожи­вает кукла в ее руках.»
Отрывок из статьи Натальи Субботиной Прочитай судьбу по... куклам

Контактная информация

(343) 350-3000


Участие в репертуаре

Иванушка
Старушка-садовница
Мачеха
Марта, мать Якоба
Бабка
МамаТиль, Бабушка
Донна Эльвира
Смерть
Тимоле
Королева
Королева
Тянитолкай
Бабушка Оли
Королева Гвендолен
Принцесса мышей, Летучие обезьяны
Полицейские
Снеговик

Пресса

АКТЕРЫ «ЗОЛОТОГО ФОНДА»

Алла РЯБУХО, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, №3, октябрь 2012 г.

АЛИСА В СВОЕМ УМЕ

Екатерина ШАКШИНА, журнал КУЛЬТУРА УРАЛА, № 6 (12), 2013 г.

ВОЛШЕБНАЯ ИГРА МЕТАМОРФОЗ

Наталья СУББОТИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 апреля, 1999 г.

ВОЛШЕБСТВО В ОБЪЕМЕ

Александра ПЕТКАУ, САЙТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 21 декабря 2017 г.

ДОМ, ГДЕ ИГРАЮТ В КУКЛЫ

Лариса НЕМЧЕНКО. Журнал ВИТТА №19 (1998)

КУКЛЫ НАУЧИЛИ ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ЛЮДЕЙ

Яна БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ, ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА, 24 марта 2015 г.

КУКОЛЬНАЯ, НО ТАКАЯ ЖИВАЯ СНЕГУРОЧКА

Екатерина ЮРКОВА, САЙТ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, 21 декабря 2017 г.

ПРИДУМАТЬ ИМЯ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 20 декабря 2016 г.

ТЕАТР ИГРАЕТ «В АЛИСУ»

Екатерина ШАКШИНА, газета ВЕЧЕРНИЙ ЕКАТЕРИНБУРГ, 8 июня 2013 г.