ПЕЧКА ИЗ ВАЛЕНКА
И детям и взрослым нужны чудеса
Особой творческой «изюминкой» только что завершившегося в Екатеринбурге VI Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» я назвала бы большое количество спектаклей для маленьких зрителей.
Стоит лишь перечислить: «Флюм-пам-пам» Хакасского театра «Сказка», «Сказка о рыбаке и рыбке» из Польши, «Колобок» Санкт-Петербургского театра кукол, «Удивительное путешествие кролика Эдварда» из Челябинска, а еще «Волк и семеро козлят» из Германии, «Цирк Шардам» из Благовещенска и спектакль с забавным названием «Куку и Тодоре» из Сербии…
Малыши с мамами и бабушками на этих представлениях — чудесная публика. Моя хорошая знакомая, четырехлетняя Даша, вполне владеет современными технологиями (свои «мультяшки» может «выдать» себе на любых носителях). При этом очень любит театр кукол. Смотреть на таких, как она, — радость. Глаза распахнуты, эмоции самые непосредственные. Наверное, именно здесь впервые приоткрывается волшебная дверца в мир искусства.
Но все не так однозначно. Хакасский национальный театр кукол «Сказка» из Абакана привез в Екатеринбург историю незамысловатую, но обаятельную и добрую. Явный плюс. Уж столько кругом рассказов о страшном, что невольно начинаешь мечтать о противовесе. А тут симпатичный сюжет про козленка, который взял и сочинил песенку и дарит ее другим. Эти другие — три совсем не зловещих волка, не очень-то умный медведь и две вороны, которые тоже поют…
Но есть и минусы. Я попыталась сосчитать, сколько раз в спектакле употреблялось слово «ништяк», и сбилась со счета. А когда те же вороны запели вдруг «Сиреневый туман» и «Белые розы», поняла, что речь идет об уступках дешевому вкусу и заигрывании с залом. Но стоит ли?..
Границы жанрового разнообразия спектаклей для маленьких зрителей необычайно широки. Мне кажется, здесь не надо бояться умной и тонкой дидактики, нравственных уроков. Маленький человечек становится Человеком именно в детстве, и право, так хорошо, если ему повезет встретиться с театром, взращенным на настоящей литературе.
Две фестивальных работы — «Сказка о рыбаке и рыбке» по Александру Сергеевичу Пушкину, которую сыграл театр «Гулливер» из Польши, и любимый всеми поколениями «Колобок» (Санкт-Петербургский Большой театр кукол) оказались похожими в чем-то главном. Они поставлены очень хорошими режиссерами — лауреатами «Золотой маски» Русланом Кудашовым и Евгением Ибрагимовым. В спектаклях творят актеры, по-настоящему влюбленные в куклу. Обе работы подкупают теплой атмосферой добра и пронизаны изящным юмором.
Взять хотя бы Старика и Старуху, которые прожили вместе, как у Пушкина, «тридцать лет и три года». Это не просто куклы, а характеры, они живые, с узнаваемыми современными черточками. Вспомним сценку, когда Старик подкидывает в воздух спортивные гири, уж так ему хочется доказать своей Старухе, что он еще ого-го-го… А Рыбка здесь — некий золотой фетиш, во имя которого и ныне многие кладут на алтарь самое дорогое. Так начинается трансформация женской половинки дуэта: Старуха становится большой, глупенькой и вредной. Заканчивается все, как у Пушкина, герои остаются вдвоем «у разбитого корыта»…
«Колобок» — спектакль гармоничный. Здесь необходимо назвать художников Андрея Запорожского и Алевтину Торик. Перед нами мир деревенской русской избы, наполненный домашним рукоделием, ткаными разноцветными ковриками. Вращается огромное колесо прялки, оно-то и становится центральным игровым пространством. Такие знакомые с детства персонажи! Их всех играют три артиста, кажется, они сами оттуда, из сказки, и тоже сделаны из подручных материалов. Отсюда и костюмы из холстины и теплые носочки исполнителей.
Славных деталей множество. Печка из валенка, которая дымит по-настоящему. Колобок, у которого так внезапно открываются глазки. Хитрющая раскрасавица Лиса с хвостом из яркого вязаного шарфа… Этот спектакль построен на вещах и понятиях простых, но важных, и не только для маленьких. Слово патриотизм, конечно, громкое, но, может быть, и его надо прививать с малых лет. В финале каждому зрителю артисты дарят крошечных сплетенных из ниток колобков, похожих на солнышко — ребята уносили их, крепко сжимая в ладошках.
А теперь о спектаклях для взрослых. Два названия: «Пиковая дама» Гродненского областного театра кукол и «Маленькие трагедии», последняя премьера Екатеринбургского театра кукол, — тоже оказались похожими в главном. Литературная основа у них замечательная, это Александр Сергеевич Пушкин. «Пиковая дама» оказалась творческим событием фестиваля. Таких спектаклей не бывает много и не может быть, и их всегда ждут. Оригинален сам замысел автора сценической композиции режиссера Олега Жюгжды. Он объединил мотивы повести Пушкина и оперы Чайковского. В ткань повествования вплетены письма Надежды Фон-Мекк и письма композитора к брату Модесту.
Этот спектакль практически невозможно разложить на какие-то отдельные компоненты, он целостен. Оригинален сам прием: Игра. Все происходит на зеленом сукне игрового стола, да и сам спектакль начинает Понтер, человек, ведущий игру. Очень яркое впечатление оставляет работа актрисы Ларисы Микулич. Она воплощает, причем виртуозно, сразу две роли: и Старую графиню, и Лизавету Ивановну. В этом спектакле есть свежесть театрального языка, своеобразный юмор, ирония.
«Маленькие трагедии» поставил молодой режиссер Сергей Ягодкин, художник Юлия Селаври. Спектакль только что родился, его сыграли лишь два раза, а Пушкин — это огромный и необъятный мир, и нужно время, чтобы в него войти. Пока, думается, это еще впереди, но о каких-то работах артистов уже необходимо сказать. Это, конечно, Герман Варфоломеев. То, как он дарит зрителям строфы Пушкина — подлинный праздник.
В финале фестиваля, как всегда, «Петрушка» раздавал свои награды. Главный приз получил спектакль «Пиковая дама», но остальные не расстроились. Все верили, что удача для них еще впереди.