"ГРИБУЛЬ" НА "МАСКЕ"
Екатеринбургский театр кукол показал в Москве на фестивале «Золотая маска» спектакль «Грибуль-Простофиля и Господин Шмель». Режиссер и автор инсценировки - француженка Эмили Валонтен. Она же создатель и руководитель «Театра дю Фюст». Обожает Даниила Хармса, поставила несколько спектаклей по Зощенко. Награждена Орденом Почетного легиона Франции. Теперь может получить награду и в России. Ее постановка в Екатеринбурге претендует на «Золотую маску» сразу в четырех номинациях: лучший кукольный спектакль и лучшие работы - режиссёра, художника и актёра. Рассказывают «Новости культуры».
Эту сказку Жорж Санд написала еще в середине XIX века. Грибуль-Простофиля и господин Шмель – пародия на Францию того времени. К власти пришел Наполеон III. Страна из республики вновь превратилась в империю с тираном во главе. От цензуры тогда спастись можно было лишь в детском театре. Поэтому сказки Жорж Санд – поднимают вопросы серьезные, философские.
Здесь нет кукол в ярких нарядах, приглушен и свет, а в качестве декораций – обычные стулья, скамейки и вешалки. Максимальная условность во всем.
«Сам подход Эмили к театру вообще отличается от русского психологического театра. Ей не надо психологии никакой, ей надо манифестирование идей», - говорит заслуженный артист России Герман Варфоломеев.
Еще одно новшество из Франции – сами куклы. Обычно такими – планшетными – управляют сразу несколько человек. В этом спектакле с куклой – один актер, у которого еще и руки свободны. Все дело в специальном механизме.
«С нас сняли размеры, мы думали, зачем вам эти размеры. Под палец каждого - индивидуальная кукла, которая рука вот так работает, и при этом рука правая у меня остается живой. Происходит такое волшебство, что кукла живет», - объясняет актер Эдуард Конашевич.
Живут эти куклы под музыку. Она в спектакле «Грибуль-Простофиля и господин Шмель» живая и не умолкает ни на минуту. Это, конечно, «Полет шмеля». Еще – «Соната-Воспоминание» Николая Метнера и импровизация – ее здесь очень много.
«Здесь очень много визуальных тем, и я испытываю удовольствие от того, когда действительно свободная такая импровизация, я не знаю, что от актеров ждать. Собственно, как это происходило в XIX веке, мы стараемся эту импровизационность сохранить в нашем спектакле», - отмечает композитор, музыкант Лариса Паутова.
Шмели, пчелы и люди живут в мире с современными проблемами. Изучают экономику, изо всех сил пытаются заработать как можно больше денег – кто-то трудом, кто-то воровством. Понятие духовности забыто. И главный герой – Грибуль – со своими гуманистическими идеалами в таком извращенном мире смотрится как-то нелепо.
Ответов этот спектакль и не дает, лишь ломает стереотипы о детском театре. В мире соблазнов добро не побеждает. Но и не проигрывает. Идет своей дорогой – как главный герой Грибуль.