ВОЗВРАЩЕНИЕ КАК ПРЕМЬЕРА

18
Февраль

Этой зимой афиша Екатеринбургского театра кукол пополняется спектаклями, которые артисты не играли на сцене бывшего кинотеатра «Колизей» — их пристанища, пока родное театральное здание находилось на капитальном ремонте. Временные подмостки просто не соответствовали своими параметрами этим театральным созданиям. И вот они возвращаются…
«Возвращенцы», строго говоря, — не премьеры. Но «Золушку», «Маленькую Бабу-Ягу», «Пиноккио» и «Ромео и Джульетту» публика не видела несколько лет. Кто-то не знаком с ними вообще — на момент первых представлений не успел вступить в зрительский возраст, на который рассчитаны эти спектакли. А труппа театра успела изрядно соскучиться по любимым сценическим произведениям, по ролям, и взялась за их восстановление с премьерным азартом.

«Золушка» еще на октябрьской премьере 2016 года удивила новыми перипетиями известного всем сюжета (режиссеры-постановщики Николай Бабушкин и Алла Антипова). Старая сказка, как и положено старым сказкам, завершалась счастливым обручением Принца и Золушки, а здесь мы встречаемся с героями, когда уже миновал год их семейной жизни. Желанной, но неожиданно не такой счастливой, как мечталось. Куда-то пропадает чудо любви, еще не исчезло, но вот-вот… И Фея вместе с эльфом Шарлем (тезкой Шарля Перро) приходит на выручку, перемещая героев в начало истории и помогая им снова обрести то «обыкновенное чудо». Режиссер восстановления спектакля Николай Бабушкин возвращает сказку в обновленном составе артистов. Золушку теперь играет Анастасия Зырянова, а Наталья Елисеева, прежде исполнявшая эту роль, нынче Фея и Мачеха (этих персонажей-антиподов также играет Алла Антипова). В роли Шарля — Максим Удинцев, но не только — помощником Феи будет и Степан Роскош, бывший Принцем в этой сказке. А новый Принц, Егор Лунев, принял от него сказочную эстафету. Нынешние Принц и Золушка — это совсем молодые артисты, пришедшие в театр только в 2022 году.

Анастасия Зырянова и Егор Лунев заняты теперь и в спектакле «Маленькая Баба-Яга» (режиссер Алексей Смирнов), над восстановлением-обновлением которого работали главреж театра Евгений Сивко и Николай Бабушкин. Заглавную роль по-прежнему исполняют Татьяна Жвакина и Анна Молчанова. Сказку немецкого писателя Отфрида Пройслера театр впервые сыграл весной 2011 года, оживив на кукольной сцене озорную и добрую (что совсем не типично для этакой «нечисти») девочку-ведьмочку, ее друзей и недругов. Эта веселая и поучительная история и сегодняшним ребятам, полюбившим Гарри Поттера, может стать интересной. Не всякий, летающий на метле, — злая ведьма, не каждый, кто на словах такой правильный и доброжелательный, на самом деле творит добро…

Театр познакомился с другим театром, на фестивале «Петрушка Великий» в 2010 году встретились Екатеринбургский кукольный и флорентийский Zaches Teatro. Средства выразительности «цахесов» — пластика, танец, маски, свет, куклы. И вот впервые в совместной постановке нашего театра итальянцы использовали Слово. «Пиноккио» — инсценировка великой книги их знаменитого земляка-флорентийца Карло Коллоди в переводе екатеринбуржца Алексея Кокина вышла на нашу сцену в октябре 2013-го в постановке Луаны Граменья, художественного руководителя Zaches Teatro. Специально для спектакля Франческо Дживоне создал уникальные маски, скрывающие все лицо артиста, но позволяющие ему говорить без затруднений. И это действительно выглядело чудом…

И будет выглядеть так же волшебно, когда в феврале «Пиноккио» снова придет к зрителямв этих масках, бережно сохраненных театром. Пиноккио — итальянский прародитель отечественного Буратино. Но источник спектакля — книга Коллоди весьма отличается от «хулиганской» сказки Алексея Толстого, как и их герои. Буратино, найдя золотой ключик от великолепного театра, остается деревянной куклой. Пиноккио проходит все свои забавные и драматические приключения как инициа цию — «деревяшка» становится человеком. Живым! Как говорится, почувствуйте разницу. Художественный руководитель российско-итальянского проекта Евгений Сивко стал и режиссером восстановления постановки, играя в спектакле еще и как актер. А в главных ролях — Татьяна Жвакина (Фея) и Степан Роскош (Пиноккио).

Спектакль «Ромео и Джульетта», возвращающийся к зрителям в феврале, также появился на нашей сцене благодаря фестивалю «Петрушка Великий». В 2012-м триумфатором конкурса стала постановка «Пиковая дама» белорусского режиссера Олега Жюгжды, известного в России и в Европе, лауреата «Золотой Маски». Тогда же и родилась мысль о сотрудничестве с екатеринбуржцами, о будущей шекспировской постановке. Такой, которую можно сыграть только в театре кукол. Трагическая история веронских любовников была представлена премьерой в стиле dance macabre (средневековый жанр «пляска смерти») в октябре 2014 года. Трехметровый Ангел Смерти вознесся над стрельчатыми башнями Вероны (сценография главного художника театра Юлии Селаври). Все куклы в этом театральном городке — скелеты, как персонажи «пляски смерти» в средневековых гравюрах. Все вокруг созданы по образу и подобию смерти. Персонажей спектакля «Ромео и Джульетта» играли марионетки в руках актеров и актеры, в чьих руках эти куклы-скелетики: Наталья Вотинцева, Марина Стражникова, Николай Бабушкин, Герман Варфоломеев, Роман Есин, Максим Удинцев. Лишь бессмертные любовники сохранили и кукольную «плоть», и лица, и человеческий облик. По мысли режиссера: «Только любовь может встряхнуть это мертвое царство... Потому что если ты не любишь, — ты уже мертв...»

В главных ролях тогда были дебютанты: Ромео — Глеб Яковенко, Джульетта — Оксана Боднар. И сейчас они, уже известные актеры, вместе с другими исполнителями вернутся к своим героям. А восстанавливать шекспировский dance macabre будет сам постановщик Олег Жюгжда.

Бывают архитектурные сооружения, различные изысканные предметы, которым специалисты иной раз выносят печальный приговор: восстановлению не подлежит. А эти премьеры прежних лет Екатеринбургского театра кукол «повзрослели», но не «рассыпались» физически, не устарели морально. И здесь вердикт другой: восстановление обязательно. Не только потому, что спектакли дороги своим создателям. Они объективно способны к полноценному продолжению своей театральной жизни, и в этой жизни проявятся их новые смыслы, которые откроет новый зритель.

В феврале предстоит еще одна премьера, фрагментарно возвращающая на сцену спектакли золотого фонда театра. Премьера не восстановленная, а настоящая. Первые представления спектакля-концерта «И оживают куклы… Дверь на сцену» прошли в дни празднования 90-летия Театра кукол. Немногим довелось его тогда увидеть. Теперь он, как и обещали создатели Евгений Сивко и Юлия Селаври, включен в репертуар. Это признание в любви театру, это о судьбах артистов и кукол, которые вместе живут на сцене.

К списку публикаций