«ГРИБУЛЬ» С ФРАНЦУЗСКИМ АКЦЕНТОМ
Театр открывает нового автора
Нынешний год провозглашен Годом Франции в России и России во Франции. Интереснейшие культурные проекты этого «перекрестного» года, как его еще называют, уже идут на просторах России и, конечно, на Урале.
В частности, в Екатеринбургском театре кукол состоялась премьера спектакля «Грибуль-простофиля и господин Шмель». Его поставила режиссер из Франции Эмили Валантен. Премьера создана по сказке писательницы Жорж Санд, написанной в 1851 году. Валантен адаптировала текст сказки для театра кукол, написала оригинальную инсценировку, которую перевела на русский язык наша землячка Наталья Санникова.
Эмили Валантен — имя в мире театра кукол известное. 35 лет назад она создала свой театр, который сегодня имеет мировую известность и признан одним из лучших в своем жанре. В творческие союзники режиссер привлекает таких авторов, как Метерлинк, Ростан, Овидий и Корнель. Валантен обычно сама делает кукол. Ее почерк: изобретательность, техническая отточенность, стиль, поэтичность в сочетании с ироничным взглядом на действительность. В январе 2010-го Эмили Валантен стала обладателем высшей национальной награды Франции — ордена Почетного легиона. Подобное говорит о многом!
Но до сей поры в России Валантен не работала. Приехав в Екатеринбург два года назад со своим спектаклем «Пересечения», она посмотрела несколько работ нашего театра и поняла, что нашла коллектив, который способен осуществить ее давний замысел-мечту — спектакль по сказке Жорж Санд «История истинного простофили по имени Грибуль». Через год госпожа Валантен прибыла на Урал для проведения актерского кастинга. Основные требования к ис¬полнителям были непременное умение импровизировать и обладание хорошими вокальными данными.
— Десять лет я искала труппу, способную воплотить заветную идею, — рассказывает гостья из Франции. — Уже при первом знакомстве меня поразил потенциал вашего театра. Артисты умеют придумывать и принимать предложенные им правила игры. Актеры позволяют расцвести своему воображению, не боятся новых технических средств. Куклы мы придумывали буквально на месте, используя «живую» пластику человеческих рук.
«Грибуль-простофиля и господин Шмель» — добрая и мудрая история простодушного мальчика, волей судьбы попавшего в волшебный мир шмелей, стрекоз и пчел. Собственно, это рассказ о вечной и актуальной проблеме — необходимости выбора, который всегда стоит перед человеком независимо от возраста.
Говорить о зрительском адресе нового спектакля театра кукол, наверное, еще рано. Мне кажется, он будет нужен и ребятам, и их родителям, принесет удовольствие и заставит задуматься о вещах жизненных и очень даже серьезных. Все-таки главный залог успеха: литературный материал высокого качества. А здесь он есть. И мы ощущаем привлекательность стиля, изящество и тонкость сценических нюансов.
Хорошо, когда театр не боится рисковать, а здесь это требовалось. Необходимо было проникнуться настроением другого времени, обжить исторический костюм и самые современные театральные технологии. Куклы, созданные по эскизам Валантен в цехах Екатеринбургского театра кукол, оригинальны и необычны. Но образ любого спектакля, его голос — артисты. В театре
кукол сегодня счастливо собрана коллекционная труппа, и когда им есть что играть, они выкладываются не по обязанности, а, как говорится, по любви.
Подлинное наслаждение испытываешь от работы Германа Варфоломеева. Он здесь тот самый Шмель. Объемный, тщательно проработанный характер. Но это слова, и они звучат скучновато. А на сцене существо амбициозное, нагловатое, смешное и при всем этом обаятельное. В этом Шмеле так много всего намешано...
«Грибуль-простофиля и господин Шмель» только начал свою сценическую жизнь, но уже вызвал большой интерес. Получены приглашения показать его в Москве, Перми, в Санкт-Петербурге, в Архангельске, Нижнем Новгороде. А потом — Франция: Лион, Авиньон, Валенсе, Нанту... Это будет уже 2011 год.
А мы будем болеть за наших актеров и пожелаем им удачи!
Алла Лапина
«Уральский рабочий» № 39 (27468) 6 марта 2010