СПЕКТАКЛИ ВПИТЫВАЮТ В СЕБЯ НОВЕЙШИЕ МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Чуть не половина списка работ, представленных на соискание премии свердловского губернатора за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2012 год — это театральные постановки. Причём восемь из них — хорошо осовремененная классика. В связи с этим вспоминается парадоксальное утверждение, что одним из критериев современности театра какого-либо времени является его умение... модернизировать классику.
Показательной в этом плане стала прошлогодняя постановка «Мастер и Маргарита» Свердловского театра драмы. Она в значительной степени соответствует современным тенденциям развития театрального искусства, тем веяниям, что несёт с собой глобализация.
Во многом это стало возможным благодаря тому, что в качестве режиссёра и автора инсценировки выступил приехавший из Москвы Григорий Лифанов. Он поставил множество спектаклей в театрах по всему земному шару. И весь этот опыт Лифанов в полной мере задействовал в постановке на сцене Театра драмы.
При этом спектакль не отходит от национальных традиций, режиссёр их постоянно учитывает.
—Сейчас, особенно когда смотришь наше современное кино, понимаешь, что из него уходит русская интонация, уходят русские смыслы, подтексты и получается какая-то калька с плохих голливудских фильмов. Уходит глубина, которая, на мой взгляд, свойственна русским, и в которой заключены прелесть и уникальность нашей культуры, — делится мыслями режиссёр.
Хотя справедливости ради надо отметить, что, перерабатывая произведение Булгакова для сцены, московский постановщик почти полностью удалил наиболее глубокую, философскую и глобальную сюжетную линию, связанную с Иешуа и Понтием Пилатом (она лишь косвенно присутствует в спектакле). Зато после сокращения текста более понятными, ярче выраженными становятся близкие сейчас россиянам и поднятые в спектакле проблемы — зависимость людей от денег, «квартирный вопрос», несвобода личности (особенно творческой) от обстоятельств, разрушение духовной составляющей бытия. И постановка воспринимается зрителем легко, на одном дыхании.
Помогает раскрыть многочисленные смыслы «Мастера и Маргариты» талантливая сценография польской художницы Анны Томчинска. Согласно замыслу сценографа, постоянно трансформируются как сценическое пространство, так и декорации. Что, на мой взгляд, символизирует переменчивость, динамичность нашей жизни. Так, например, знаменитый булгаковский трамвай вдруг распахивается и превращается в «нехорошую квартиру», где выясняют отношения герои.
Естественно, находки режиссёра и сценографа помогают раскрыться актёрам. И вполне справедливо, что исполняющие роли Воланда и Маргариты — Вячеслав Хархота и Екатерина Черятникова — выдвинуты на соискание губернаторской премии.
Примечательно, что та же самая глобализация помогла привлечь для постановки ещё одного спектакля в столице Урала даже более именитую команду, чем та, что работала над «Мастером и Маргаритой» — в качестве режиссёра «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского на сцене театра «Волхонка» выступил Юрий Кордонский, который сам этот роман и инсценировал. Кордонский — ученик знаменитого Льва Додина, профессор Бостонского университета, имеет богатый опыт театральных постановок по всему миру.
А сценографом и автором идеи костюмов стали американки Тина Луиз Джонс и Лесли Вайнберг. Особое внимание в спектакле уделено свету. Ради новаций в освещении театр закупил шесть суперсовременных профильных прожекторов с регулируемой линзой. В Екатеринбург даже приезжал на неделю из США профессиональный постановщик театрального света Джон Карр, который запустил множество театральных проектов в самых разных странах.
Примечательно, что в столице Урала Юрий Кордонский осуществил свою оригинальнейшую идею — ввёл в спектакль сразу трёх Раскольниковых, которые выражают различные ипостаси этого героя — Земное, Божественное и Дьявольское, что поставило перед молодыми актерами театра сложную задачу синхронного существования на сцене. И получилось это у них очень интересно. За что они и были выдвинуты на соискание губернаторской премии.
Много талантливых «варягов» было привлечено к созданию спектакля Нижнетагильского драматического театра «Дикое счастье». Среди них, например, — яркий представитель современной уральской драматургии, екатеринбуржец Олег Богаев, создавший инсценировку для театра сразу из нескольких произведений Мамина-Сибиряка. Работал над постановкой и известный в России сценограф Александр Кузнецов — участник ряда международных и российских театральных фестивалей, работы которого наполнены символами. Режиссёру Валерию Пашнину удалось создать на основе классики динамичный спектакль (в этакой клиповой манере), который сразу захватывает внимание зрителя и не отпускает до конца представления.
А наиболее же продвинутым в плане глобализации мне показался спектакль Екатеринбургского театра кукол «Маленькие трагедии» по произведениям Александра Пушкина. Постановка талантливого режиссёра Сергея Ягодкина, приглашённого из Магнитогорска, впитала в себя многие тенденции развития мирового театра, например, элементы синтеза искусств. Действующими лицами спектакля стали не только куклы, но и актёры.
Особенно сильной в постановке выглядит сценография. Ее создала художник театра Юлия Селаври, кроме удивительной фантазии, внесшая в спектакль ещё и незаурядное инженерное умение. Благодаря этому, например, декорации, да впрочем, и всё пространство спектакля гибко трансформируются. Причём иногда сценография Селаври начинает доминировать и даже затенять другие компоненты спектакля. И вполне закономерно, что сценограф попала в список претендентов на губернаторскую премию отдельно, только со своей работой. Как, впрочем, и талантливый актёр Герман Варфоломеев.
На мой взгляд, такая созвучность времени, столь удивительная наполненность постановки современными театральными приёмами во многом обусловлена тем, что в Екатеринбурге уже несколько лет регулярно собирается международный фестиваль «Петрушка Великий», на который приезжают не один и не два зарубежных театра (как это кое-где в России делают для галочки), а порой до десятка коллективов.