БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ И РАВНЫЕ СРЕДИ РАВНЫХ

28
Сентябрь

Челябинцы и магнитогорцы на театральных фестивалях "Золотая репка" и "Петрушка Великий"

Театральных фестивалей в России осенью больше, чем пожаров летом. От Сахалина до Калининграда кипит фестивальная жизнь. Грустно, что в последнее время эти праздники и экзамены Мельпомены обходятся без южноуральских театров. Они перестали быть и хозяевами (все фестивали в области заморожены, как говорят, из-за отсутствия денег, хотя этот аргумент заставляет вспомнить фразу легендарного кота Матроскина: "Средствов у нас хватает, у нас мозгов не хватает") и гостями на чужих праздниках. Нечего везти, нечем удивлять театральный мир. Разумеется, есть исключение: "золотомасочная" "Гроза" Магнитогорской драмы переезжает с фестиваля на фестиваль. только в этом сезоне ее ждут в Южной Корее, Чили, Израиле и много где еще. Остальные театры сидят по своим избушкам, огурцы из кадки едят и всерьез считают свои театральные "огурцы" самыми вкусными на свете, что уже давно не так. Именно серьезные, качественные фестивали помогают вернуть остроту театрального зрения, увидеть не только достижения, но и проблемы, заняться перспективным творческим планированием, а не бездумно плыть по течению. Иначе апатия, стагнация, закулисные склоки и потеря остатков зрительского интереса.
Лед тронулся: в нынешнем сентябре сразу три южноуральских театра отправились на фестивали. Челябинский ТЮЗ сыграл пушкинскую "Сказку о золотом петушке" на фестивале театров для детей "Золотая репка" в Самаре, а в Екатеринбурге на фестивале театров кукол "Петрушка Великий" свои спектакли показали Челябинский театр кукол имени В. Вольховского ("Человек в футляре" по мотивам рассказа Чехова) и магнитогорский театр куклы и актера "Буратино" ("Умка" - история про белого медвежонка, памятная всем еще по прекрасному мультфильму советских времен).

"Золотой петушок" на "Золотой репке"
"Золотая репка" (ее главный организатор - самарский театр юного зрителя "СамАрт") - фестиваль с историей и традициями. Проводится раз в два года, нынешняя "Репка" уже девятая. Особенность фестиваля - деятельное формирование будущего, завтрашнего дня российского театра для детей. Здесь работает лаборатория "Молодая режиссура. Спектакль для маленьких", где начинающие режиссеры (недавние выпускники театральных вузов или студенты-старшекурсники) за считанные дни создают вместе с актерами "СамАрта" своеобразные спектакли-эскизы, некие заявки на будущее полноценное театральное зрелище. Из таких эскизов выросло несколько спектаклей девятой "Репки". Например, "Азбука Льва Толстого" в постановке молодых режиссеров Юрия Алесина и Евгения Зимина (идея арт-директора "Золотой репки" знаменитого драматурга Михаила Бартенева). Как известно, великий писатель учил по своей "Азбуке" учеников Яснополянской школы складывать буквы в слоги, слоги - в слова, слова - в истории и загадки ("Маленький Данилка в петельке удавился": какой ребенок не догадается, что речь идет о пуговке). А в спектакле "СамАрта" из "букв" театрального языка (звук, цвет, удивление, фантазия, реакция, движение) на глазах маленького зрителя рождается живое и увлекательное чудо Театра. Другая лаборантка прошлой "Репки", молодой режиссер Полина Стружкова представила на нынешнем фестивале "Красную Шапочку" по пьесе современного французского драматурга Ж. Помра как мистическую, стильную и страшную историю о красоте порока (за это, разумеется, отвечал Волк) и тайнах и комплексах взрослеющего существа. Этот спектакль "СамАрта" напоминает постановки модного столичного театра "Практика": минимализм, замечательное видео и дух театральной провокации.
Российский академический молодежный театр из Москвы привез две постановки учениц знаменитого режиссера и педагога Сергея Женовача: Марфа Горвиц-Назарова поставила с командой молодых актеров РАМТа веселый и лихой спектакль по "очень страшной сказке" Афанасьева "Бесстрашный барин", а Сигрид Стрем Рейбо (она родом из Норвегии) - киплинговскую историю "Как кот гулял, где ему вздумается". У молодых "женовачек" (сколько талантливых девушек пришло в режиссерскую профессию!) просто-таки моцартовский дар сценической простоты, внятности, бьющей через край энергии и обаяния. Условия театральной игры задаются и весело формулируются прямо на глазах у зрителя, радостно их принимающего. Очень важно вот что: актеры, играющие в этих двух спектаклях, не просто молоды, красивы, пластичны и профессионально оснащены. В них есть уверенность и сила по-настоящему свободных людей, таких, на которых хочется быть похожими юным зрителям.
Было множество других замечательных впечатлений. Два театра (Барнаульский молодежный и Екатеринбургский ТЮЗ) привезли постановки по модной пьесе У. Хуба "У ковчега в восемь" про историю Всемирного потопа, увиденного глазами трех пингвинов. У режиссера Дмитрия Егорова в Барнауле получился почти эпос (правда, с рэпом), у Евгения Зимина в Екатеринбурге - почти анекдот с танцами. Кировский "Театр на Спасской" сыграл "Толстую тетрадь" по роману А. Кристоф в постановке Бориса Павловича (спектакль-номинант последней "Золотой маски") - историю о том, как война расчеловечивает, духовно опустошает даже детей, двоих братьев. Два брата были и героями трагического спектакля Башкирского молодежного театра "Ночевала тучка золотая". Анатолий Приставкин писал о событиях 1944 года, депортации чеченского народа, режиссер Мусалим Кульбаев ставит и про наше время тоже, и для него это принципиально. Закрывал фестиваль спектакль "Сам-Арта" "Фальшивый купон" (драматическую версию повести Льва Толстого написала Наталья Скороход, осуществил постановку известный петербург-ский режиссер Анатолий Праудин). "Фальшивый купон" - это поздний Толстой, морализатор и проповедник, отчасти резонер. Удивительно, но для этой простой истории режиссер Праудин нашел краски театрального экспрессионизма, гротеска, а зрительный ряд спектакля (художник Алексей Порай-Кошиц) - просто-таки антология русского живописного авангарда. Сочетание, казалось бы, несочетаемого вышло удивительно органичным.
Челябинский ТЮЗ сыграл в огромном зале Самарской драмы свою "Сказку о золотом петушке". Надо сказать, что театр попал в ситуацию форс-мажора: нынешним летом из нашего ТЮЗа ушли 11 актеров, играющих в этом спектакле, и специально прилетевшему из Хабаровска режиссеру "Петушка" Константину Кучикину пришлось за несколько дней осуществлять скоропалительные вводы. А ведь та вокальная и пластическая партитура, на которой во многом строится эффект этой постановки, была результатом долгой и напряженной работы. Как результат - форма осталась (не без потерь), внутренняя энергия ушла. Стали видны проблемы театра. И частные, и общие. Главная из последних - отсутствие творческого лидера и внятной художественной программы. Хорошо, что фестиваль помог это осознать (только сделает ли кто-нибудь выводы?). грустно, что на фоне лучших спектаклей "Золотой репки" челябинцы все-таки выглядели бедными родственниками.

"Человек в футляре" и "Умка" на "Петрушке Великом"
Международный фестиваль театров кукол "Петрушка Великий" (проводится раз в два года, нынешний фестиваль был пятым, главный организатор - Екатеринбургский театр кукол) давно уже не фестиваль детской радости. Подавляющее число участников приезжают из-за границы (в нынешний раз из Польши, Болгарии, Ирана, Японии, Беларуси, Италии, Армении), а там так сложилось, что лучшие образцы театра кукол ориентированы на взрослого зрителя. И главным в таком театре подчас становится не история, написанная драматургом, и даже не мастерство актеров и режиссера, а фантазия художника. "Театр художника" - под этим девизом проводился нынешний фестиваль. Надо полагать, во многом девиз подсказал итог фестиваля прошлого:
Гран-при "Петрушки Великого" номер четыре получил спектакль Курганского театра кукол "Каприччио" - абсолютно авторское создание челябинского художника-кукольника Виктора Плотникова, его прихотливой фантазии и виртуозного мастерства. На "Петрушке" номер пять был спектакль, напомнивший о "Каприччио". Он называется "Фауст! Фауст!", его привез из Флоренции "Цахес-театр". Его режиссер Луана Грамегна, как и Плотников, своими творческими корнями связана с царскосельским театром "Интерстудио", режиссером Хусидом, художником Соболевым, театром "Дерево". Главное - не слово, но многослойный и завораживающий визуальный и музыкальный ряд, игра с вечными образами Фауста, Голема, Франкенштейна.
Если итальянцы удивляли новацией, то японцы - традицией. В Екатеринбург приехали сразу три японские труппы, работающие в разных стилях, за каждым из которых века театральной истории. Болгары и иранцы привезли теневой театр, армяне - пальцевый театр, белорусы (театр из Бреста) - свою версию "Моцарта и Сальери" в постановке Руслана Кудашова. Гран-при пятого "Петрушки" увез в Польшу Бялостокский театр кукол. Его черно-белый спектакль "Полюс" по рассказу Владимира Набокова об участниках полярной экспедиции Роберта Скотта, ожидающих неминуемой смерти во льдах и открывающих для себя самые главные истины, для многих зрителей стал не просто художественным, но человеческим откровением (режиссер "Полюса" - Ева Пиотровска, художник - Юлия Скуратова).
Челябинский театр кукол сыграл своего "Человека в футляре". Алексей Смирнов (автор инсценировки и постановщик), как это часто бывает с молодыми режиссерами, хочет вместить в один спектакль едва ли не все, что кажется ему важным и в театре, и в Чехове. Чехов в результате дописывается (!) Смирновым, маленький рассказ превращается в монструозную пьесу с новыми действующими лицами, возникают стилевая невнятица, скороговорка, актерский пережим, и даже интересные куклы художницы Екатерины Петуховой ситуации не спасают. На обсуждении о спектакле говорили по-разному (но очень уважительно). Мне же кажется важным привести суждение блестящего знатока театра кукол театроведа Ольги Глазуновой: "По этому спектаклю видно, что в челябинском театре живы традиции Вольховского. Это видно по актерской работе, по отношению к кукле". Жюри фестиваля отметило "Человека в футляре" именно за актерскую работу: Наталью Балдину - за лучшую женскую роль. Награду за лучшую мужскую роль жюри, кстати, не присудило, хотя, на мой взгляд, такая роль была - актер Герман Варфоломеев, сыгравший господина Шмеля в спектакле Екатеринбургского театра кукол "Грибуль-простофиля и господин Шмель". Эта сказка Жорж Санд, инсценированная и поставленная знаменитым французским режиссером Эмили Валантен (перевод Натальи Санниковой), для меня вдруг оказалась необычайно созвучной толстовскому "Фальшивому купону". Простая и чистая душа в мире бессердечия и стяжательства, "простофиля", пытающийся сохранить себя среди очень современных дельцов-шмелей. У кукол Эмили Валантен совершенно особые лица, а в екатеринбургском театре блестящая труппа ("Грибуль" получил приз за лучший актерский ансамбль).
На территорию детства "Петрушку Великого" вернул магнитогорский спектакль "Умка", поставленный молодым главным режиссером "Буратино" Сергеем Ягодкиным и художником Михаилом Кривенко. Мне очень симпатична эта работа. Я вижу, как Ягодкин всерьез думает о психологии маленького зрителя, о том, как быть интересным этому крошечному человеку в зале, а не просто режиссерски самовыразиться, о таких самых важных в жизни вещах, как мать и ребенок (лирические сцены медведицы и медвежонка), ответственность за тех, кто младше и слабее тебя. Режиссер заражает своим замыслом актеров (исполнительница роли Умки Диана Горишняя получила специальный приз Союза театральных деятелей), и как результат - ясный, чистый, поэтичный, замечательно придуманный спектакль. "Я мечтаю, чтобы этот заряженный позитивной энергией спектакль увидели мои дети", - сказал на обсуждении "Умки" член жюри фестиваля, замечательный режиссер-кукольник Евгений Ибрагимов.

К списку публикаций