ГЛОБАЛЬНАЯ СКАЗКА НА КАМЕРНОЙ СЦЕНЕ

17
Март

Премьерой спектакля «Грибуль-простофиля и господин Шмель» в Екатеринбургском Театре Кукол 3 марта официально открыли Год Франции. По сказке Жорж Санд его поставила с труппой Кукольного режиссер Эмили Валантен.

О чем сказка
Главный герой - малыш Грибуль считался в собственной семье неженкой и простофилей. В отличие от старших братьев, мамаши-грубиянки и папаши-лесничего, вымогавшего у окрестных жителей кроликов, рябчиков, грибы и хворост, наш Грибуль был славным мальчуганом, любил читать книжки и с уважением относился ко всякому живому существу. За это семейство его дразнило и третировало. Спасение Грибуль находил в прогулках по лесу, во время одной из которых наш герой встретился с большим и красивым шмелем. Шмель малыша укусил за щеку. «Животные выходит такие же злые, как и люди», - расстроился Грибуль. Но животные, или в нашем случае все-таки насекомые, оказались чуть лучше. По крайней мере, шмель через некоторое время стал еще крупнее и появился в образе этакого респектабельного господина - в темных очках, белой манишке и с галстуком-бабочкой. Король шмелей (больше похожий впрочем, на босса итальянской мафии) вернулся, чтобы сделать Грибулю предложение, от которого ни один здравомыслящий ребенок 12-ти лет не смог бы отказаться. Но в том-то и дело, что наш малыш был очень нетипичным мальчуганом для того окружения, в котором жил. Он, видите ли, верил в Добро, Справедливость, Красоту и Честность. За это чуть было не поплатился жизнью.
Помимо Короля шмелей важную роль и в сказке, и в судьбе простофили-Грибуля играют еще принцессы-пчелы, шершни-бандиты и прекрасные стрекозы.

Про Эмили Валантен
Кажется, лучше и лаконичнее всего личность и творчество Эмили Валантен охарактеризовать стихами Марины Цветаевой – про то что «если душа родилась крылатой, что ей хоромы, и что ей хаты…два на миру у нее врага, два близнеца неразрывно слитых – голод голодных и сытость сытых».
С тех пор как 35 лет назад в провансальском городке Монтелимар Эмили основала свой маленький «Театр дю Фюст» «кукольными» средствами она стремится говорить лишь о важных для нее самой вещах. А важны для Эмили именно эти самые «голод голодных» и «сытость сытых». Всякая существующая в мире несправедливость. Уже сами названия ее спектаклей говорят о личности той, кто их создал: «Я вам мешаю и буду мешать», «Пересмешники», «От кого тебе досталось?», «С больной головы» и проч. «Просто у нее характер такой – чувствительный и неравнодушный, - говорит об Эмили генеральный консул Франции в Екатеринбурге Клод Круай. - Она входит в тройку лучших режиссеров Франции в области кукол. И ради своего дела живет. Считает своей миссией, если хотите. И это очень хорошо, что есть такие люди как Эмили». В России мы про таких говорим «соль земли».
Кстати, усилия этой обаятельной в жизни женщины находят признание. Театр ее давно уже имеет мировую известность, признан одним из лучших в своем жанре, ее приглашали ставить спектакль в главный театр Франции «Комедии Франсез». А еще, относительно недавно, буквально за неделю до ее приезда в Екатеринбург, стало известно, что Эмили Валантен удостоена высшей национальной награды Франции – Ордена Почетного легиона.

История проекта
В первый раз Эмили Валантен приехала в Екатеринбург весной 2007-ого года со спектаклем-миксом «Пересечения», в котором она соединила отрывки из нескольких своих наиболее интересных предыдущих постановок. В результате в одном представлении пересекались Даниил Хармс и Лафонтен, Хайнер Мюллер и Корнель. Во время тех апрельских гастролей Эмили посмотрела несколько спектаклей нашего театра, пообщалась с актерами и, как сообщает пресс-служба Кукольного, «поняла, что, наконец, нашла коллектив, который сможет стать полноправным партнером в постановке спектакля по сказке Жорж Санд «История истинного простофили по имени Грибуль». Потом еще больше года шла напряженная переписка между Эмили и переводчицей Натальей Санниковой. Сказку нужно было адаптировать для театральной постановки. В начале 2009-ого режиссер вновь приехала в Екатеринбург – теперь уже на кастинг. Самое главное, что искала Эмили Валантен в актерах – определенный тембр голоса, интонации, также важны были музыкальность и способность к импровизации. Все эти прекрасные качества обнаружились как у артистов заслуженных Германа Варфоломеева с Татьяной Ахлюстиной, так и у недавно пришедшего в труппу Эдуарда Конашевича (ответственного за образ Грибуля). Всего в постановке заняты 8 человек – это артисты Алеся Волкова, Александра Шолик, Павел Овсянников, Валерий Полянсков, а также пианистка и композитор Лариса Паутова. Она написала оригинальную музыку к спектаклю, сделала обработки-импровизации на темы Метнера, Римского-Корсакова и Хачатуряна, и она же выходит на сцену в образе писательницы Жорж Санд.
«В процессе репетиций, - вспоминает Эмили Валантен,- сам текст сказки открывал огромные возможности для импровизаций, у актеров возникало множество идей. Те, что мне нравились, я сохраняла, и так мы двигались дальше... Актеры позволили расцвести своему воображению, которое требовало новых технических средств. Куклы мы придумали на месте, буквально за две недели. А идея, как их сделать, пришла ко мне несколько лет назад. Тогда я работала в театральной школе, и нас пригласили на фестиваль в Авиньон со студенческим спектаклем. Мы сделали две такие сумасшедшие куклы, которые позволяли использовать "живую" пластику человеческих рук. До сих пор у меня не было случая технически развить эту идею, хотя она мне казалась очень интересной».
Куклы и артисты здесь существуют этакими сиамскими близнецами – рука человека становится рукой персонажа, Господина Шмеля, например.

Премьера
«Грибуль-простофиля» в Театре Кукол позиционируется как «спектакль для всей семьи» с важным уточнением «для детей от 10 лет». Малышей на него вести совершенно точно не имеет смысла. Совсем маленькие дети многого просто напросто не поймут. Чего стоит только эпизод, где на примере меда, нуги и глюкозы объясняются основы экономики, сформулированные во времена Жорж Санд, но актуальные и для наших дней. Или те же самые куклы – малыши некоторых персонажей (семейку Грибуля, например или шершней-бандитов) могут запросто испугаться. А вот для детей, начиная лет с 10-12 и для взрослых зрителей здесь будет о чем задуматься. Вопросы, которые волнуют режиссера и которые непрерывно возникают по ходу действия, один глобальнее другого. Есть ли в жизни счастье, и если есть, то в чем оно? Что важнее, все богатство этого мира, или чтобы тебя любили в родной семье. (любить Грибуля его семейство согласно только если он будет носить им золото Господина Шмеля. Нужна ли тогда такая любовь?). Имеет ли смысл сопротивляться злу и насилию? И прочая, и прочая. Вплоть даже до таких моментов как - может ли быть счастливым брак по расчету.
И все эти нешуточные вопросы, ставятся, обыгрываются и на большинство из них дается тут же ответ, в очень плотном режиме. Не теряя времени на ерунду. Спектакль ведь идет всего час.

Надо еще также заметить, что постановку «Грибуль-простофиля» уже пригласили на десяток разных фестивалей. Начиная, с Московского международного «Большая перемена», который пройдет в начале мая этого года и заканчивая фестивалями в Лионе, Авиньоне, Валенсе и Нанту, куда театр едет в мае-июне будущего года. Более того, на премьеру в Екатеринбург приезжал из Франции известный театральный продюсер Арольд Давид, который ангажировал «Грибуля» еще и на 2012 год.
 

К списку публикаций