СТОЙКИЕ ФАРФОРОВЫЕ ГЕРОИ
Пастушка и Трубочист находят друг друга в сказке Ганса Христиана Андерсена и в премьере Екатеринбургского театра кукол
Стойкий оловянный солдатик — сказочный образец верности себе и своей даме сердца, бумажной балерине. Маленький воин из мягкого, легко плавящегося олова оказался крепче персонажей из более прочных материалов. Так и хочется сказать: по-человечески стойким. Эту черту характера солдатика в новом спектакле театра кукол «Пастушка и Трубочист» его создатели передали другим андерсеновским героям. Очень хрупким, изящным и грациозным, но столь же отважным и целеустремленным.
Они немного другие, чем в сказке первоисточнике, но «до глубины души» — андерсеновские. Застенчивый, молчаливый скромник Трубочист готов идти за своей любимой на край света и все для нее сделать, как тот Стойкий оловянный солдатик. Спасать ее от самодурства китайского болванчика, навязавшегося Пастушке «в дедушки», от интриг мнимых аристократов — карточных дам и валетов, сражаться с шахматными рыцарями, добраться до самых звезд. В самом начале театральной «кукольной» истории эта любовь безответна, хотя заботы влюбленного Трубочиста благосклонно востребованы. Он кажется мечтательнице Пастушке слишком своим, простеньким, привычным. Ведь изо дня в день он стоит рядом с ней на полке шкафа, вместе с ней пылится, какая уж тут романтика... Ей принца надо! А Трубочисту — только ее. Пастушка то чуть-чуть напоминает вздорностью капризную принцессу из «Свинопаса», то Дюймовочку (романтичностью, а не размерами), то храбрую Герду, отправившуюся за Каем в дальнее и опасное странствие.
Сказка в инсценировке и постановке Павла Овсянникова стала сказкой странствий под музыку Ларисы Паутовой. Фарфоровые статуэтки, превра
тившись во вполне дееспособных и подвижных марионеток, спускаются со шкафа и попадают в разные пространства Андерсена, присутствующие иногда несколькими словами или целыми страницами в его сказках. Карточное сообщество снобов, сладкая, приторная страна, воинственное шахматное королевство... Вниз, вбок, вкривь и вкось, но потом — вверх! — по каминной трубе, к звездам. В конце концов оловянный солдатик и на одной ноге сумел отправиться навстречу приключениям. А у фарфоровых героя и героини и ног хватает, и отваги, и, что называется, жизнь заставляет сбежать из надоевшего скучного шкафа, где они были декоративной «недвижимостью». Стойкость — черта характера, а не констатация неподвижности.
Пастушкин «жених» Козлоног (вершина шкафного декора) здесь, как черт из табакерки, выскакивает в кульминационные моменты — словно тот «страшный черный бука» из «Стойкого оловянного солдатика». После неудавшихся матримониальных козней и фантомных появлений Козлоног в реальности сцены вдруг оказывается маленьким, жалким. Его никто не любит, и «злодей», горько это осознав, чуть не плачет. Впрочем, за ним с радостным хрюканьем устремляется Свиньякопилка — видимо, почуяла родственную натуру, уж она-то Козлонога утешит.
И эта свинья, и сахарная овечка, и свечной огарок, и китайский дедушка, и шахматы, и, уж конечно, карты — все-все на сцене словно из той детской, где андерсеновские дети прилежно вырезали их из бумаги, выпиливали из дерева. Их плоские фигурки отнюдь не статичны — резво носятся, машут всеми конечностями в соответствии с их наличием, волшебно появляются и исчезают. Герои спектакля Пастушка и Трубочист — единственные трехмерные куклы в этом «бумажном театре», созданном художником Еленой Лисиной. «Фарфоровая» пластика ее Пастушки и Трубочиста, оживших кукол, удивительна. Эти хрупкие персонажи могут делать мелкие движения ручками, нащупывать ножками опору во время рискованного путешествия, и у каждого из двоих — своя походка. «Пастушка и Трубочист» — всего второй спектакль известного дизайнера и художника по куклам в качестве сценографа. Дебютом была прошлогодняя постановка в екатеринбургском театре кукол — театральная фантазия на музыку Чайковского «Времена года». Она стала лауреатом премии «Браво!» как лучший спектакль в театре кукол, а дебютантка Елена Лисина удостоена лауреатского звания и премии как лучший художник в этом виде искусства.
...Перед сценой в премьере
«Пастушка и Трубочист» — макет чудесного дома. По бокам сцены светятся белые силуэты свечей. Над сценой в снежных хлопьях света из бумажной, с вырезанными узорами «салфетки» рождаются часы, отсчитывающие сказочное время, потом эта узорчатая фигурка превратится в заветную звезду. Чудесные метаморфозы сказочного странствия происходят в мерцании розового рассветного дня, в красном тревожном «приключенческом» освещении, в «злодейской» тьме и волшебным темносиним вечером, когда Пастушка наконец поймет: Трубочист и есть самый настоящий принц. Ее принц!..
Сказочник Андерсен все превращал в театр. Самые простые предметы у него разговаривают, обладают индивидуальным характером и даже собственной философией. Так в сказке «Старый дом» обрывок кожаных обоев, заканчивая земной путь в мусорной куче, с оптимизмом напевал: «Позолотато сотрется, свиная кожа останется...» Весь андерсеновский мир соответствует природе искусства театра кукол, и наш екатеринбургский театр не в первый раз, а, наверное, в десятый или двадцатый обращается к этим сюжетам. Но вот к сказке «Пастушка и Трубочист» — впервые. В премьере заняты всего шесть артистов: Алеся Волкова, Валерий Полянсков, Анастасия Овсянникова, Наталья Елисеева, Николай Бабушкин, Максим Удинцев. Пастушка и Трубочист в первый раз вышли на сцену в новогодней премьере. Елку с мишурой и позолотой (кстати, оформленной к зимним праздникам в «бумажной» стилистике спектакля) уже давно убрали. А новая «фарфоровая» сказка осталась теперь в репертуаре рядом с двумя другими андерсеновскими спектаклями театра — «Стойкий оловянный солдатик» и «Снежная королева», проверенными временем.