И РАЯ ЗЕМНОГО НЕ НАДО — РУБИТЕ КАНАТЫ...
О премьере «Невероятных путешествий барона Мюнхгаузена» в Театре кукол
В двадцатых числах февраля в Екатеринбургском театре кукол представили премьеру — «Невероятные путешествия барона Мюнхгаузена» режиссёра Светланы Озёрской. Формат довольно необычный — моноспектакль, причём без единой куклы: только живой план с элементами видео, анимации и театра теней. Делимся впечатлениями от просмотра и рассуждаем, какому зрителю будет интересна постановка.
Малый зал Театра кукол располагает к камерному формату и более тесному взаимодействию спектакля со зрителем. Эта особенность площадки в «Невероятных путешествиях барона Мюнхгаузена» используется авторами по полной. Весь спектакль строится на диалоге артиста и зала, причём правила игры задаются с первых же мгновений. Укутанный в уютный халат и обутый в домашние тапочки барон приветствует зрителей, словно те — внезапно заявившиеся без приглашения гости. И заводит разговор без нарочитой театральности: суетится, робеет, спешно переодевается из халата в камзол, нахлобучивает треуголку с приклеенными к ней бумажными локонами.
Главного героя, барона Мюнхгаузена, играет четыре состава: заслуженный артист РФ Максим Удинцев, Валерий Бахарев, Алексей Пожарский и Антон Нестеренко. Последний — мы видели именно его исполнение заглавного персонажа — создаёт образ, по-человечески очень трогательный. Мюнхгаузен, отчаянно смущаясь, признаётся, что носит непочётное звание «барон-враль»; однако не чужда ему и гордость: он горячо убеждает зрителей в том, что все его выдумки — правда. «А если не верите, можете выйти из зала прямо сейчас!», — заявляет герой.Это явная провокация — и она работает: хитро переглядываясь (и осторожно оглядываясь на взрослых сопровождающих: «Что, правда можно?»), сидящие в зале мальчишки и впрямь порываются встать со своих мест. А Мюнхгаузен подначивает: «А давайте я отвернусь, а вы выйдете?», «А давайте я сам выйду из зала, чтобы вас не смущать!». Таким образом «раскачивая» зал, Антон Нестеренко добивается от зрителей союзничества, словно говорит: «Мне правда важно, чтобы вы мне поверили. А раз уж поверили — дальше спектакль мы будем придумывать вместе».
И разворачивается калейдоскоп историй. Самых, разумеется, необыкновенных — разве могут быть другие у барона Мюнхгаузена. Путешествия в Африку, на Луну и в Россию, вывернутый наизнанку волк, бегство от льва и крокодила и плавание в желудке у рыбы… Герой рассказывает об этом столь самозабвенно, будто проживает события заново. И они впрямь предстают перед глазами зрителей: этому способствуют обаятельная анимация (художник Андрей Запорожский), интересное взаимодействие видеоряда и живого плана, которое нередко позволяет создать юмористический эффект (видеодизайнер Александр Башаев), любопытные приёмы теневого театра.
Но крайне важно, что зрители в зале — не просто пассивные наблюдатели. Обаятельный рассказчик то и дело вовлекает ребят в действие: «а представьте…», «давайте вообразим…», «давайте вместе придумаем…», «включите фантазию!». И для детей, которые растут в эпоху глобального потребления контента, такая задача вдруг оказывается невероятно увлекательной. При этом интерактив совершенно не выглядит банальным, «аниматорским»: артист не развлекает детей, а творит с ними спектакль вместе, здесь и сейчас. К обоюдному удовольствию всех участников процесса (кстати, в игру с энтузиазмом включаются и сопровождающие педагоги — те самые, что до начала спектакля строго следили за порядком в зале и шикали на шумных учеников).
И в этой совместной игре, в сотворчестве, в шутках и выдумках скрыта — очень тонко, для зрителей, пожалуй, практически незаметно — главная мысль: не бойтесь фантазировать, воображать, придумывать. Особенно — в детстве, когда вымышленные миры порой куда важнее реальных. Если может бородач с немецкими корнями и бумажными кудрями — можете и вы. Целевая аудитория спектакля — несомненно, младшие школьники; с началом учёбы и родителям, и детям порой кажется, что детство будто бы закончилось, начинается новый серьёзный этап. Но Театр кукол словно призывает: поиграйте ещё! Отпустите на волю фантазию, от души посмейтесь над собственными выдумками, не торопитесь взрослеть!Правда, подчиняясь этому посылу, персонаж барона Мюнхгаузена так и остаётся не более чем добродушным чудаковатым героем. Старшее поколение зрителей, в чей культурный код крепко вшит фильм Марка Захарова с одной из знаковых ролей Олега Янковского, скорее всего будет ждать в заглавном герое отсылок к «Тому самому Мюнхгаузену». Тому, что сыплет забавными мудростями, улыбается с грустными глазами и готов ради любви отказаться от всего на свете (кроме, конечно, своих выдумок, то есть самого себя). Эти ожидания, увы, не оправдаются, хотя барон в «Невероятных путешествиях» Театра кукол — образ очень человечный и тонкий. Что ж, у поколения родителей Мюнхгаузен уже есть — пусть свой выдумщик будет и у современных детей.