ФАНТАЗИЯ КАК ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО
В Екатеринбургском театре кукол ждет встречи со зрителями премьера «Хармс»
В минувшие выходные в Екатеринбургском театре кукол состоялась сдача спектакля «Хармс». Спектакль поставлен на большой сцене бывшего кинотеатра «Колизей», который в ближайшие два года – на время капитального ремонта – будет служить домом екатеринбургским кукольникам. Пока неизвестно, когда премьеру смогут увидеть зрители; нам же посчастливилось попасть в театральный зал и одними из первых наблюдать рождение спектакля. Сиротливо оголенная коробка сцены утопает во мраке. Эту сиротливость, наготу пытаются прикрыть собой несколько помятых выпусков журналов «Ёж» и «Чиж». Получается плохо: журналы будто висят в пустоте, намекая на границы пространства. Намекают, впрочем, ненавязчиво: кажется, подуй посильнее петербургский ветер – и они вмиг разлетятся, оставив вместо себя черную пустоту. Декораций в спектакле немного: тонконогие стулья да обшарпанные деревянные рамы – скорее не предметы, а призраки предметов, хранящие память о давно ушедших временах и людях. И сам спектакль – призрак: утекающий сквозь пальцы, то пугающий, то забавный, полный странных образов и звуков, стихотворных и прозаических обрывков.
Таким видят мир Даниила Хармса авторы спектакля: режиссер-постановщик Екатерина Ложкина-Белевич, художник Марина Завьялова и композитор Евгений Серзин. Немаловажно географическое родство создателей спектакля и его главного героя: петербургская атмосфера – важная и неотъемлемая составляющая «Хармса», и она передана не только в визуальном плане, но и в музыке: меланхоличные гитарные переборы мягко заполняют пространство, вплетаются в монологи и диалоги.
Авторы постановки называют ее «знакомством с чудотворцем», и это определение полностью себя оправдывает: в спектакле не звучит биография Хармса, зрители вообще не слышат каких-либо фактов. Все, что дано для знакомства: образ самого Хармса (Александр Шишкин), задумчиво возникающего то тут, то там в причудливом костюме (воссозданном, очевидно, по воспоминаниям современников), несколько его сочинений да куклы – будто вырезанные из хармсовских книг персонажи. Часть героев, и правда, будто сошла с книжных страниц, так и не успев обрести объем. Но плоские штоковые марионетки не уступают в характерности своим объемным «коллегам»: несмотря на ограниченные возможности конструкции артисты Наталья Елисеева, Валерий Полянсков, Степан Роскош и Максим Удинцев умудряются не только вдохнуть в них жизнь, но и наполнить ощущением истинно хармсовских героев – абсурдных, печальных, смешных и неизменно пронизанных ощущением щемящего одиночества.
Сам же Хармс в исполнении Александра Шишкина будто бы растворяется в мире собственных фантазий. Невозможно представить его в реальной, повседневной жизни – впрочем, и у настоящего Хармса отношения с реальностью складывались непростые, даже трагические. И исполнитель заглавной роли точно передает ощущение потерянности, одиночества, нереализованности (мечтая писать для взрослых, Хармс при жизни мог публиковать лишь произведения для детей), хрупкости, ранимости. Здесь важным шагом постановщика был выбор актера не по внешнему сходству с его персонажем, а по фактуре, которая могла бы передать мироощущение Хармса.
Однако, несмотря на множество крайне точно пойманных, подмеченных, придуманных моментов, порой хочется, чтобы меланхоличное настроение, сквозной нитью пронизывающее все действо, сменялось и другими красками. Чтобы в знакомстве с чудотворцем чувствовался и его неподдельный юмор (ведь Хармс был мастером великолепных розыгрышей и умел не только печально улыбаться, но и хохотать в голос), и его жажда жизни, и умение искренне дружить и страстно любить… Впрочем, спектакль – это всего лишь первая встреча, потому что познать человека, да еще такого непростого, как Хармс, за часовой спектакль – задача почти непосильная. Поэтому перед нами – обаятельная зарисовка, попытка заглянуть в художественный мир писателя, попытаться отгадать несколько загадок, но скорее всего, потерпеть поражение. И остаться в этом очаровании, позволить ему захватить себя настолько, чтобы продолжить знакомство – но уже не в зрительном зале, а один на один – с книгой.
http://культура.екатеринбург.рф/articles/673/i280462/