ЖУТКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНЕРАДОСТНЫХ ИТАЛЬЯНЦЕВ
На сцене Екатеринбургского театра кукол итальянские актёры оживили таинственные образы картин испанского художника Франсиско ГОЙИ в спектакле «Обаяние идиотизма». Его показ состоялся 13 сентября, накануне открытия V Международного фестиваля «Петрушка Великий».
Формат постановки, не участвующей в конкурсной программе, гораздо шире, чем мы привыкли понимать под традиционным кукольным театром. Образовавшийся четыре года назад во Флоренции Zaches Teatro сразу начал работать в необычном, но очень интересном жанре, который можно условно определить как фигуративный театр (там нет живого плана) в сочетании с современным танцем, работой с масками, театральной биомеханикой и живой электронной музыкой. Согласитесь, более удивительный «коктейль» трудно даже придумать.
Ещё в 2009 году итальянцы задумали проект «Трилогия видения», исследующий противоречия зрительного восприятия. «Обаяние идиотизма» — первая его часть, полностью построенная на эстетике визуального театра.
— Когда мы говорим о визуальном театре, речь идёт не только о том, что основной упор делается на чисто зрительные образы, но в большей степени на некоторые искажения восприятия зрения не как органа чувств, а как «умственного зрения», — рассказала Луана ГРАМЕГНА, режиссёр-хореограф итальянского театра. Вам тоже непонятно? Давайте разбираться... Вместе. Шаг за шагом.
Спектакль «Обаяние идиотизма» вдохновлён «Чёрными Рисунками» испанского художника Франсиско Гойи. Написанные на стенах собственного дома уже абсолютно глухим стариком, они получили своё название за мрачный колорит и сюжеты, напоминающие ночные кошмары. Темные, глубокие, тревожные, прочно западающие в память...
«Родители» спектакля воссоздали атмосферу, которой пропитаны именно эти картины художника, через свет, звук и движение; попытались показать восприятие мира человеком, лишённым одного из органов чувств. Почему так сложно рассказать, о чём, собственно, сам спектакль? Скорее всего, оттого, что в нём нет действия в общепринятом понимании. Как признались сами актёры, в их работах нет сюжета как такового. Это не сюжетная драматургия: все спектакли состоят из отдельных фрагментов, задача каждого из которых — передать отдельное чувство или эмоцию.
— На самом деле мы не считаем данный спектакль законченным, — наперебой говорят артисты итальянской труппы. — Уже сейчас имеются задумки, чем его дополнить. Подготовка «Обаяния» (хотя интереснее будет сокращать название до «Идиотизма») заняла около года. В течение этого времени актёры собирались на четыре репетиционные сессии по 10 дней. Собственного здания театра у гостей из Флоренции нет. На самом деле в Италии, да и во всей Европе, сложилась такая традиция, что молодые театральные труппы находятся под шефством у более крупных и уже знаменитых, где им выделяется время и место для репетиций, а потом площадка для представлений. Чаще всего такие отношения не постоянные, а разовые, то есть заключаются на подготовку одного нового спектакля.
И неудивительно, что молодые артисты пришли в восторг от Екатеринбургского театра кукол. «Очень интересно встретиться с такой мощной структурой, как государственный театр, где на все случаи жизни есть человек, который может помочь. Я, например, в процессе подготовки несколько раз побывала в швейном цехе, — смеясь, рассказала Луана. — Нас в труппе всего шесть человек, и мы, как вы наверно поняли, привыкли всё делать самостоятельно...
Сейчас Zaches Teatro активно «прокатывает» по миру свой новый спектакль. Жизнерадостные итальянцы (а именно такое впечатление создаётся после общения с артистами) уже успели побывать в Пакистане, Румынии, Сербии, Швейцарии и вот сейчас впервые добрались до России! Актёры уже начали работу над второй частью трилогии, которая будет называться «Белое зло». «Как видите, у нас очень оптимистичные спектакли», — шутили собеседники.
«Обаяние идиотизма» продлилось 35 минут. Напугав многих зрителей вначале, заворожив стремительным танцем, спектакль завершился неожиданно для всех. И когда на поклон вышли три девушки, удивлению зрителей не было предела, ведь во время спектакля казалось, что актёров как минимум втрое больше. «Очень сложная тема, лично для меня... Философская. Мне кажется, спектакль был понятен не для всех зрителей», — на выходе из зала заметил Слободан МАРКОВИЧ, член жюри фестиваля.
И действительно, чтобы понять итальянцев, необходимо хоть раз взглянуть на «Чёрные Рисунки» знаменитого художника. Достаточно даже репродукции. А для особо впечатлительных хватит и картинки на экране монитора. Прошедшие через это могут с уверенностью сказать: задумка молодых актёров удалась. Выключаем свет, усаживаемся поудобней... Добро пожаловать в таинственные миры Гойи. Будет страшно, но мы не из пугливых!