ЗАКУЛИСЬЕ. РАБОТА С КЛАССИКОМ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Мы продолжаем нашу «практику подсматривания и подслушивания» - отправляемся за кулисы Театра Кукол!
Вчера, побывав на генеральной репетиции спектакля «Маленькие трагедии», увидели, к чему приводит плодотворная работа в стенах театральных.
Вообще «Маленькие трагедии» – это тот материал, к которому подобные театры не раз обращались, стоит только вспомнить «Трагедии» театра Образцова или постановку «Моцарта и Сальери» Брестского театра на прошлом фестивале «Петрушка Великий». Однако в этот раз Екатеринбургский Театр Кукол хочет показать неклассическую интерпретацию и избавиться от всего того, что мы знаем о «Маленьких трагедиях».
«Будет что-то новое, интересное и необычное», - пообещали нам во время репетиции работники театра. Во-первых, это первый спектакль для взрослых после долгого перерыва – последняя постановка «Башмачкин» была сделана еще в 2008 г. Во-вторых, оформление и сам формат представления, на взгляд тех, кто его уже видел (а среди таких счастливчиков и мы), весьма нетрадиционный.
Но начнем по порядку, со сцены, а точнее ее оформления. Художник-постановщик и главный художник театра Юлия Селаври начала вести работу над этим спектаклем больше года назад в качестве своего дипломного проекта в СПбГАТИ (ЛГИТМиК). Ее сценическое решение очень понравилось администрации театра и, после переговоров с Сергеем Ягодкиным, одним из самых больших любителей Пушкина, начало было положено.
«Конечно, стенография немного поменялась, но в целом примерно все осталось так же, как это и планировалось изначально, - уточняет специалист театра по международным связям Людмила Шегал. Она тоже, вместе с заведующей музыкальной частью театра Ларисой Паутовой, внимательно следила за финальной репетицией на сцене. Так уж положено в театре - все вместе «болеют» за актеров и постановщиков перед долгожданной премьерой.
Ну, а мы вернулись к декорациям… Как мы поняли из рассказа и увиденного, решение сделать транспортабельный и легко трансформируемый каркас, было продиктовано прежде всего тем, что в Пушкине, если вы помните, четыре «маленькие трагедии». Бумага-то, может, и все выдержит и вместит, а вот одной сцены для четырех разных историй может оказаться маловато. И ведь минимализмом тоже как-то не хочется обходиться. Вот и пришлось художникам-декораторам идти на такую выдумку. В результате по эскизам художника эта «хитрая конструкция» вместе с остальными декорациями, костюмами и самими куклами в течение полугода изготавливалась в цехах театра.
Выдумка коснулась также формы подачи: вместе на сцене теперь «уживаются» и планшетные куклы, и марионетки, и сами актеры, т.е. игра в живом плане. Похоже, что наш театр продолжает активно избавляться от привычных ширм и кукол за ними – типичной стилистики театров кукол.
Хотя не всего в этом спектакле коснулись изменения: режиссер Сергей Ягодкин придерживается текста великого поэта вплоть до последней запятой и многоточия. Во время репетиции он очень четко следил за «попаданием» в этот текст, за темпом и ритмом. Со стороны могло показаться, что он даже придирчив - выдавал одно замечание за другим, но, как оказалось, просто таков стиль его работы: «Репетиция на то и существует, чтобы каждый день что-нибудь открывать и осваивать. Для меня важный критерий - чем лучше играют, тем больше замечаний. Как это ни странно. И действительно, становится все лучше и лучше», - рассказывает Сергей в «перекуре» между репетициями.
«Репетиционный процесс, - продолжает он увлеченно, - это как фильм – пишешь сценарий к одному фильму, снимаешь другой, а монтируешь уже третий. В театре все идет приблизительно по этому же принципу: задумаешь одно, но встреча с художником как-то дополняет и видоизменяет замысел. Начинаешь разрабатывать материал с артистами, и от их психофизики находятся еще какие-то уточнения. «Обкат» дает еще одну возможность преобразовать материал. И есть еще фаза такая, как зритель, неизменная составляющая, которая тоже как-то изменит спектакль. Поэтому удаление от первоначального замысла мне кажется нормальным. Другой вопрос – нельзя, чтобы он изменился».
После недолгого разговора режиссер вновь убежал за сцену. Предстояло еще много вопросов решить и многое успеть довести до совершенства. Настрой у него, кстати, очень позитивный. Тем не менее, большие волнения и ожидания от спектакля витают в воздухе. И это чувствуется за кулисами, перед ними, за креслами и в коридорах, у входа в сам театр, наконец. Мы вышли удивленные увиденным, и в предвкушении снова на это все посмотреть уже на премьере.
Фото: Алексей Ярославцев, Александра Юзефпольская