ВЫСТАВКА КАК ТЕАТР

20
Сентябрь

Персональная выставка главного художника Театра кукол Юлии СЕЛАВРИ в Доме художника (Свердловское региональное отделение Союза художников России, ул. Куйбышева, 97) — не простая, а юбилейная. Юлия Селаври оформила более 40 спектаклей, в том числе: «Дон Жуан», «Карлик Нос», «Старая добрая сказка», «Баллада о морской царевне», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец», «Чайка», «Кукольный город», «Снежная королева», «Кружевная сказка», «Алиса/Alice.net»… На вернисаж чествовать юбиляра собрались и театральные коллеги, и представители художественного сообщества. А 19 сентября экспозицию посетили кукольники пяти стран — России, Беларуси, Польши, Чили, Франции — участники VIII Международного фестиваля театра кукол «Петрушка Великий». Юлия Селаври считает:

«— Кукольный театр — особое пространство, в котором на равных действуют люди и куклы, где могут происходить любые чудеса, и зрители будут им верить. Они для того и идут в наш театр, чтобы встретиться с чудом. Но некоторые до сих пор ошибаются, полагая, что искусство театра кукол только для детей. Оно и для взрослых в той же мере. Это доказали такие гении нашего искусства, как Сергей ОБРАЗЦОВ, Резо ГАБРИАДЗЕ… Они вывели кукольный театр на совершенно новый уровень. И то, что сейчас происходит в нашем екатеринбургском театре, то, что мы видим на фестивале «Петрушка Великий», доказывает — восхождение продолжается.»

Когда думаю о художниках-кукольниках, мне сразу вспоминается чудесная пьеса Алексея АРБУЗОВА «Сказки, сказки, сказки старого Арбата». Там два добрых волшебника-кукольника — два наших реальных современника — создавали в кукольной мастерской персонажей к спектаклю «Прекрасная Елена». Они смотрели на этот мир особенным взглядом и умели увидеть, а потом и показать своими куклами то, что мы сами не можем почему-то рассмотреть. Вот и на выставке Юлии СЕЛАВРИ зрителя посещает такое же чувство открывшегося вдруг волшебства. Миры, которые она создаёт, так же удивительны и фантастичны, как и у тех мудрых мастеров из «арбатских сказок». В них есть добряки и злодеи, белые кролики и синие гусеницы, в нём ткутся кружевные сказки и расцветают небывалые цветы. Это миры, по которым хочется гулять и путешествовать, наслаждаясь визуальной кантиленой волшебного повествования.

Председатель Свердловского отделения Союза художников Сергей АЙНУТДИНОВ отметил на вернисаже, что Юлия Селаври создала в выставочном зале Дома художника нечто особенное — театральное пространство. Здесь разместились эскизы и куклы и целые фрагменты декораций спектаклей нашего театра, где художником-постановщиком, и сценографом, и автором кукол была Селаври. И зрители, придя на выставку, куда вход — свободный, смогут почувствовать себя актёрами.

Постановочные решения художника Юлии Селаври всегда неожиданны. Например, то, как она «решила» спектакль «Ромео и Джульетта», для многих явилось настоящим потрясением. Только у Ромео и Джульетты в этом спектакле человеческие лица, у остальных вместо лиц — черепа. История веронских любовников предстала в готическом стиле «пляски смерти», где сочетаются изящество, ужас и романтизм. Эта постановка Театра кукол и её художник были удостоены премии «Браво!», а 16 сентября спектакль стал участником нынешнего фестиваля «Петрушка Великий». Выставка, где мы вновь и очень близко встречаемся с куклами, созданными Селаври, — подарок для многочисленных поклонников её творчества. И для участников «Петрушки» — тоже, что те и выразили с восхищением во время «путешествия» по сказкам и историям Юлии Селаври.

Выставка, представившая разные ипостаси творчества этого художника в театре кукол, действительно напоминает путешествие в волшебную сказку — от замысла до воплощения. По ней можно бродить бесконечно. Фотографироваться с гигантской Синей Гусеницей, разговаривать с Белым Кроликом из «Алисы», вглядываться в лица Моцарта и Сальери из «Маленьких трагедий», шекспировских героев… Но самое главное — на художественной выставке можно почувствовать себя действующим лицом спектаклей той сцены, где играют на равных люди и куклы.

К списку публикаций