ВСЕГДА БЫЛА ПЕРВОЙ

05
Март

16 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения легендарной уральской актрисы Анны Заякиной. Она всегда была первой — первая кукольница, первая заслуженная артистка РСФСР в свердловском, а теперь екатеринбургском Театре кукол.

Начало биографии Анны Васильевны Заякиной такое же, как у очень многих в то время. Родилась в 1915 году, еще в дореволюционном Екатеринбурге, в семье военного. Отец погиб в гражданскую войну. Собственного дома не было — жили у родственников в районе современного ВИЗа. В 14 лет устроилась работать на Верх-Исетский завод. Но тут в городе открывается ТЮЗ, и жизненный путь юной Анны круто меняется. Сначала становится ученицей актера, а когда режиссер Римма Смельский ставит первый кукольный спектакль «Степка‑растрепка», влюбляется в новое для себя искусство раз и навсегда.

В 1932 году она уже играет в первом спектакле только что созданного в Свердловске теа тра кукол «Письмо из Италии». Даже когда театр несколько раз закрывали и расформировывали, Анна Васильевна не отступала: прятала кукол под кроватью, палки от ширмы складывала в коридоре актерского обще жития на Шарташской, несмо тря на возражения соседей, и ждала момента. Когда театр снова открывался, она начинала все с нуля — собирала актеров, искала художников, режиссеров. Если кого‑то найти не удавалось, Анна Васильевна брала эту работу, а главное, ответственность на себя. Нет директора — она за директора. Нет бутафора и швеи — сама делает кукол, сама шьет. Нет режиссера — Анна Васильевна ставит спектакли. В ее багаже 57 постановок. И это только те, о которых известно достоверно. Без преувеличения можно сказать, что театр кукол в Екатеринбурге существует во многом благодаря ей — Анне Заякиной. Сегодня, по нашей просьбе, об Анне Васильевне рассказывают коллеги — екатеринбургские кукольники.

— Анну Васильевну я не застал в деле, но мы все знали, что есть такая великая кукольница, — говорит главный режиссер театра, заслуженный артист России Евгений Сивко, — я еще студентом был на ее юбилейном вечере. Она уже не работала. Ее привезли в театр. Вот она сидит, мы показываем ей какие‑то номера, а она дает нам советы. Она была очень строгой в плане профессии. Не терпела грубого отношения к кукле, неточностей в кукловождении. Куклу нельзя было заваливать. Не дай Бог, кто‑то уровень ниже делал — мог и линейкой по рукам получить (смеется). Изначально, когда театр кукол образовывался в ТЮЗе, он был, по сути, любительским. Уже после войны Анна Васильевна занялась профессиональным ростом актеров, начала достаточно жестко, насколько я знаю, учить кукловождению. Этим она занималась долгие‑долгие годы и воспитала целую плеяду замечательных артистов. В общем‑то, вывела театр на профессиональный уровень. И затем в училище стали набирать кукольников. Сегодня у нас все актеры имеют высшее образование. А до Анны Васильевны этого не было. Она убеждала, что кукольник — профессия. Что не каждый любитель «с улицы» может этим заниматься. И заставила всерьез относиться других — не только актеров, но и городские власти, мне кажется. В этом ее главная заслуга.

— Что такое 1932 год? А что такое война? Что такое трое детей в эти годы? — начинает свой рассказ актриса и заведующая творческим архивом театра Лидия Потапова. — Муж ушел, детей Анна Васильевна воспитывала одна, с мамой. Ничего ее не сломало. И театр не бросила. Все перенесла, все выстояла. Едем, бывало, в автобусе на выездной спектакль. Она говорит: «Вот, Алька, дочка, совсем перестала учиться. Одни двойки. Прям, не знаю, что и делать». Слезы утрет и начинает запевать какую‑нибудь песню. Мы все подхватываем. А вот на спектакле не могла вступить в такт песни. С этим у нее было плоховато (смеется). Мы же играли под сопровождение баяна. Если было фортепиано, то под фортепиано. Магнитофоны у нас появились только году в 1961‑м. Мы не могли насмотреться во время спектакля, как Анна Ва сильевна обращается с куклой. Вот она сидит за кулисами, кукла на руках. И так посмотрит, и так. А каким она была потрясающим партнером. Всегда подскажет, если вдруг слова забудешь. Как она играла Жигана в спектакле «Р.В.С.», как она его любила. Это надо было видеть. Она брала руками Жигана платок и вытирала слезы, когда тот плакал. Это было потрясающе. Когда Анна Васильевна уходила на пенсию, ей подарили Жигана, и он жил у нее дома. А какой она была грибницей — это все знали. Однажды приехали на спектакль в пионерский лагерь. Мы ей говорим: Анна Васильевна, времени мало, не уходите далеко. Спектакль начинать пора, а ее нет. Кричали, «бибикали»… И тут видим — приезжает на мотоцикле. Большущая корзина полна грибов. Просит прощения, но довольна и счастлива. С тех пор в поездках всегда кто‑нибудь говорил: «Еремеев или Потапова, с Анной Васильевной пойдете». Мы ее уже одну не отпускали.

Вспоминает заслуженная артистка России Галина Дейкина:

— Мне было 13 лет, когда я отдыхала в пионерском лагере. И вот к нам приезжает театр кукол. Я оказалась рядом с автобусом с артистами. Запомнилось: открывается дверца, и вижу — сидит женщина в голубом платье в цветочек. Это была Анна Васильевна Заякина. Привезли спектакль «Р.В.С.» по Гайдару. Она играла Жигана. Это была моя первая встреча с ней, запомнилась на всю жизнь. Я тогда и не знала, что однажды приду в этот театр, и мы будем с ней очень близки. В 16 лет я пришла в студию при театре кукол. В комиссии сидели Анна Васильевна Заякина, Валентина Григорьевна Баранова, Виктор Георгиевич Коркодинов, который был главным художником, и актеры — Эдик Еремеев, Иосиф Анчаров. Вот так меня приняли в театр. С Анной Васильевной пока было только «Здрасьте‑здрасьте». Пер вый спектакль, который я посмотрела в театре, назывался «Храбрый кот». Я была в шоке от того, как работали актеры с куклами. Заякина играла Кота. Было очень смешно. Я тогда поняла, что попала туда, куда надо. Как актриса она очень дотошная была. Всегда уходила в уголок и работала с куклой отдельно. Отрабатывала все — каждое движение, каждый поворот. Постоянно искала в кукле — как та смотрит, как идет, как говорит, как дышит, да‑да — дышит! У нее был свой почерк. Потом она много лет про работала на телевидении. Самым известным диктором на Свердловской телестудии была Тамара Останина. И Анна Васильевна вела с ней детскую передачу «Умелые руки». Играла Буратино. Это была ее любимая кукла. Потом, когда она уходила на пенсию, подошла ко мне и сказала: «Я передаю тебе это все». И с того момента я 25 лет на телевидении отработала. Вот такое досталось мне от Анны Васильевны наследство. Про Заякину могу сказать одно — это была мама. Это был удивительный человек, доброты необыкновенной. Мы от нее и подзатыльники, конечно, получали. Но очень ее любили. Низкий поклон нашей Анне Васильевне — за мощный посыл в профессию, за человечность, за всё…

К списку публикаций