ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА

05
Апрель

В этом году на фестиваль «Золотая Маска» приедут четыре спектакля из Екатеринбурга. Четвертый по численности населения город России, столица Урала покажет рекордное число отличных друг от друга действ. Современный танец, драма, кукольный спектакль и мюзикл - каждый любитель театра сможет найти себе представление по душе.
Самое интересное и уникальное событие четверки — это «Песня не про любовь» театра «Провинциальные танцы». Театр сей издавна славится европейским уровнем, смелыми постановками и сильными телами, созданных будто не для танца. За ни на что не претендующим и даже отпугивающим названием кроется высочайшая техника и статус одного из самых крутых театров современного танца в России. Для постановки были выписаны из Голландии хореографы Ури Ивги и Йохан Гребен, уже 10 лет работающие в тандеме. Под музыку датского композитора Арии Роженшвайк они поставили песню. Но англоязычное название сразу предупреждает: «This is not a love song». Да, это песня не про любовь, это песня про тоталитарный режим. Под нарастающую тревогу в мелодии люди в одинаковых тюремных халатах синхронно изгибаются, показывают свое несчастье. Но несчастье их, похоже, не безнадежно. Подобно лучу света в темном царстве, в этом минорном спектакле возникают редкие мажорные ноты.
Европейские хореографы умеют потрясающе шутить и плодотворно использовать гротеск. Увы, здесь больше грусти, чем смеха, это же лагерь, который может обернуться и всем миром. Но это не делает спектакль менее страстным и эротичным. Спектакль номинирован как лучший современный танец,
лучшие работы хореографа и художника по свету. После антракта будет показан проект «Quatro» не из Екатеринбурга, а из Санкт-Петербурга. Этот небольшой балет совмещен в программе «Золотой Маски» с «Песней не про любовь». Две знаменитые балетные супружеские пары из Мариинского театра (Леонид Сарафанов и Олеся Новикова, Денис и Анастасия Матвиенко) будут с помощью своих четырех тел, четырех сердец и приемов современной хореографии рассказывать истории взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Это двадцатипятиминутное чудо поставил главный хореограф Оперного театра Словении, румын по национальности, Эдвард Клюг. В предыдущем проекте с этим хореографом супруги Матвиенко танцевали под группу «Radiohead». В этот раз — под выдающегося словенского композитора Милко Лазара. Спектакль номинирован как лучший балет, лучшая работа хореографа и лучшие женские и мужские роли.
Еще одно важное событие из Екатеринбурга - это приезд спектакля «Фронтовичка» «Коляда-Театра». Николай Коляда, выдающийся драматург и режиссер, творчество которого вызывает множество споров, поставил спектакль по пьесе своей талантливой ученицы Анны Батуриной о военном, послевоенном времени и, в сущности, в той же степени о нашем. Актеры практически без грима, зато в сногсшибательных нарядах - девушки одеты в яркие платья той поры, что добавляет атмосферу праздника, праздника на костях. Большую часть декораций занимают дрова, один из многих сильных образов, которыми так часто берет за душу уральский режиссер. Это броский, разнузданный трагифарс с песнями и плясками о судьбе Машки, которая вернулась с войны, оставив там свою любовь, свои волосы и свою мечту. Спектакль номинирован как лучший спектакль малой формы и как лучшая работа режиссера.
Из следующего спектакля Коляда хотел увести к себе в театр исполнителя главной роли Эдуарда Конашевича, но тот остался верен Театру кукол. Спектакль «Грибуль-простофиля и господин Шмель» был поставлен известным французским кукольным режиссером, руководителем театра «Дю Фюст» Эмили Валантен. Как-то она была на гастролях в Екатеринбурге, и поняла, что труппа именно этого театра способна осуществить ее давний замысел перенести на сцену сказку Жорж Санд. На родине эта сказка имеет статус «Алисы в стране чудес», а у нас никто о ней и слыхом не слыхивал, что, возможно, и к лучшему. Русские зрители не знают, что в этом произведении поставят под сомнение божественность родителей, торжество справедливости и счастливый конец. Аутсайдер Грибуль попадает в царство Шмеля, расположенное в нижней части буфета, где Грибуля ждет выгодное предложение. Куклы деревянные, с грубоватыми чертами лица, глаза у них из проволоки, а волосы из резины. При этом выглядят они по-французски изящно, слегка сюрреалистично, и у каждого есть маленькая черствинка, придающая еще больше правдоподобности. Размера они довольно внушительного — чуть меньше метра, и руки у них непропорционально большие — человеческие, это кукольники высовывают свои ладони из кукольных рукавов. Вдохновленная Филиппом Жанти и своими любимыми Хармсом и Зощенко, Эмили привнесла немного Франции в российскую кукольную культуру через Екатеринбург. Она внесла безукоризненный вкус, гармонию и поэтичность. Спектакль номинирован как лучший кукольный спектакль, как лучшая работа режиссера, художника и лучшая мужская роль в кукольном театре.
Четвертый гость из Екатеринбурга - мюзикл «Мертвые души» Театра Музыкальной Комедии. Создатели спектакля определили его жанр как «гоголь-моголь». И действительно, с Гоголем они поступили как с яйцом в известном десерте. Подобно Мейерхольду, они поставили «всего Гоголя», правда, добавив много чего и от своей фантазии. Чичиков, как и положено главному герою мюзикла, - молод и красив так, что хочется выпрыгнуть на сцену, когда женщины в стиле «рэп» приглашают вступать в его партию. Гоголь последнее время, наверное, более всего располагает режиссеров к музыкальным постановкам. Например, «Гоголь. Вечера» Панкова и «Мертвые души» Серебренникова (хотя и драматический спектакль, но активно насыщенный зонгами). Теперь и в Екатеринбурге возникло новое поветрие, что не может не радовать.
Спектакль номинирован как лучшая оперетта, как лучшая работа режиссера, дирижера, композитора, художника, две лучшие женские роли и три мужские в оперетте.

К списку публикаций