ВЕЛИКОЕ ОБАЯНИЕ «ПЕТРУШКИ…»

23
Сентябрь

Пятый Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» стал театральной историей. Церемония закрытия изобиловала костюмами и песнями на сельскохозяйственную тематику (петрушка, как-никак), не скупилась на юмор в словах и подарках (к диплому и традиционной статуэтке обязательно прилагался кабачок, репа или какой другой товарищ петрушки).
Остались в прошлом конкурсные и свободные от конкурса показы спектаклей из восьми стран мира, их обсуждения, четырёхдневное профессиональное общение, наконец-то отоспались организаторы - труппа и службы Екатеринбургского театра кукол, обеспечивавшие жизнедеятельность фестиваля и создававшие очень уютную, очень творческую, очень домашнюю атмосферу - атмосферу фестиваля-праздника.
За четыре дня большая и малая сцены екатеринбургского кукольного приняли почти два десятка спектаклей (многие игрались дважды - для участников и для зрителей), публика из числа завзятых екатеринбургских театралов смогли увидеть совершенно разные техники, как уже существующие в мировом театре кукол, так и рождающиеся на стыке различных видов искусств. Здесь были и большие тростевые куклы со сложной системой управления, и многочисленные марионетки, и театр теней, и пальчиковые. Амплитуда творческих задач просто огромна: от элементарного просветительства, заложенного в наивном и простеньком иранском спектакле «Кто хочет меня съесть?», до мощно-философского, метафизического, ассоциативного итальянского «Фауст! Фауст!» (лауреаты в номинации «Новация» и победители в конкурсе «Признание», где голосовали только коллеги - участники фестиваля). Показателен и выбор авторов, к произведениям которых обращаются кукольники - Платонов, Андерсен, Жорж Санд, Пушкин, Гоголь, Набоков.
- Театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло, и поэтому изменения в мире и театре чувствуются на любом фестивале. Нынешний «Петрушка Великий» проходил под девизом «Театр кукол - театр художника», и потому в большинстве отобранных спектаклей удельный вес художника был велик. Если на прошлом фестивале мы много говорили о профессии, с сожалением констатировали ослабление профессионализма в театре кукол, то увиденное нынче -достаточно крепко сделано. Можно спорить о концепции, о мировоззрении художника, но отнюдь не об отсутствии профессионализма. Если раньше всегда считалось, что театру кукол ближе всего балет, как пластическое искусство, то сегодня - современный танец. И мы стали свидетелями взаимопроникновения культур, жанров и видов искусства. Много неожиданного - например, флорентийский театр Цахес. Возможно, не всегда мы способны воспринять адекватно, но это очень интересно. Российский театр всё равно остаётся самым сильным театром, актёрским. Мы живём в этой стране и имеем дело с нашим зрителем, и нам надо всё время подтаскивать его, чтобы его культурная планка не упала. Вперёд двигаться надо, но и отрываться от него нельзя далеко. Театр без зрителя не существует, - говорит об итогах фестиваля, о тенденциях в кукольном искусстве председатель жюри «Петрушки Великого» Валерий Шадский.
Что касается зрителя, то он был дружелюбен (после спектакля долго расспрашивали и благодарили, не зная ни фарси, ни английского иранских актрис), отзывчив (залы всегда были полны, смотрели спектакли по нескольку раз), любопытен (японскому мастер-классу - истории взаимоотношения актёра и куклы - внимали не только профессионалы, но и любители) и благодарен (часто аплодировали стоя и долго). Просмотрев всю фестивальную программу, ещё раз убеждаешься, что куклы разные: японскую научили не только ходить «почти как человек», но и хлопать ресницами, европейская - интеллигентна, русская же кукла в хороших актёрских руках, не только движется, но и живёт, чувствует, у неё есть душа...
Совершенно особый спектакль в фестивальной афише - тёплый, искренний, поэтический - «Сказка, упавшая с небес», рассказанная молодыми ереванскими артистами. «Собранные» из их рук человечки не только танцуют, таскают на себе лесенки, ездят на велосипедах, но и смеются, хмурятся, очаровываются и расстраиваются. И всё это - только пальцы человеческих рук, творящие и изменяющие огромный мир на крохотной сцене! Восторгаясь их превращениями, сидевший рядом мальчик-школьник со всей непосредственностью детства воскликнул в середине спектакля: «Это ведь такое мастерство тяжёлое!». И с ним нельзя не согласиться.
- Для кукольника очень важны руки - живые, эмоциональные, трепетные. Я очень люблю человеческие руки, они много могут рассказать, - говорит режиссёр спектакля Заруи Антонян (победа в номинации «Лучший режиссёрский дебют»). Спектакль вырос из некоего эксперимента. Мне он очень дорог, потому что именно родился, а теперь живёт своей жизнью. Он очень светлый. А это то, чего нам всем сегодня не хватает.
Искусство, любое, - непременно огромный труд. Труд тех, кто придумал спектакль, мастерство тех, кто воплотил задуманное, создав куклы, талант тех, кто вдохнул в них жизнь. Безусловно, из этого разряда челябинский «Человек в футляре» - яркий, сочный, возможно, неоднозначный, многослойный спектакль, получивший приз в номинации «Лучшая женская роль» (Наталья Балдина, персонаж Ольга Ивановна).
Может, этот труд не всегда виден зрителю (ибо выражается он не в количестве кукол или в их размере), но не почувство¬вать его нельзя. Негромкий польский «Полюс», показанный в первый фестивальный день, так и остался непревзойдённым. Он и стал обладателем Гран-при Пятого «Петрушки Великого».
Хозяева фестиваля получили статуэтку в номинации «Лучший актёрский ансамбль», который жюри узрело в конкурсном спектакле «Грибуль простофиля...» Участники же и гости аплодировали этому ансамблю весь фестиваль: от момента встречи до церемонии раздачи «слонов». Всё было выдержано в изящно-ироничном петрушечьем стиле, благодаря которому фестиваль в очередной раз получился очень обаятельным. Как и его главный герой - Петрушка.

К списку публикаций