ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР И СУСЛИКИ ЯРМАРОЧНОЙ ПОЛЯНЫ

30
Июль

III Фестиваль театров кукол Урала, Сибири и Дальнего Востока «Сибирь. Terra Magica» в Красноярске

Красноярский фестиваль молод, ему пять лет, но в своем развитии, эволюции, смене приоритетов успел отразить те исторические перемены, что произошли в стране и мире. Изначально он задумывался как место встречи театров кукол восточной (большей) половины нашей Родины, своеобразный кукольный вариант «Ново-Сибирского транзита» (что, кстати, с драматической версией?). При этом у хозяина феста — Красноярского театра кукол — было амбициозное желание представить во внеконкурсной международной программе мастеров-кукольников с разных концов большой Евразии, свести вместе Восток и Запад, пусть в кукольном варианте.

На первом фестивале в 2019 году все так и случилось: там были кукольники из Японии и Италии, а жюри возглавлял один из виднейших мировых историков и исследователей театра кукол, польский театровед Марек Вашкель. Фестиваль задумывали проводить раз в два года, но по причине пандемии следующий собрался только через три, летом 2022-го. Из-за известных глобальных перемен в концепцию встречи мастеров кукольных искусств пришлось вносить географические коррективы, ограничиваться сугубо отечественными Востоком и Западом.

«Сибирь. Terra Magica» номер три, прошедшая в начале июня, продолжила эту тенденцию: среди двенадцати театров-участников фестиваля за Восток, пожалуй, больше других отвечала Тыва, а за Запад — Чувашия (театр из Чебоксар показал своего «Короля Лира» вне конкурса). Председателем жюри стал историк и критик театра кукол Борис Голдовский. Тувинскому театру кукол всего 11 лет. На фестиваль он привез спектакль «Старик и море» (режиссер Светлана Ондар, художник Андрей Кара-Сал) — впечатляющую (прежде всего визуально) театральную фреску о противостоянии человека и стихии, о вечной борьбе и гармонии в природе, о силе и слабости, старости и детстве.

Как бывает, когда к этому рассказу Хемингуэя обращается театр российского Востока (нечто похожее я видел однажды в бурятском спектакле), возникает магия особого, корневого, интимного знания о силах природы, воды, земли, их обитателей. Куклы спектакля были неравноценны: замечательный старик Сантьяго, впечатляющий скелет огромного марлина, а рядом акулы, попавшие сюда как будто не из театральной мастерской, а из магазина игрушек. Но при всем том это было весьма впечатляющее действо большой формы и глубокой страсти.

Как и упомянутый уже внеконкурсный «Король Лир» Чувашского театра кукол, сыгранный в последний день фестиваля. Шекспировский спектакль в Чебоксарах создала команда мастеров: режиссер Борис Манджиев, художник Эмиль Капелюш, художник по куклам Юрий Сучков. Лира играет Юрий Филиппов, Шута (он в этом спектакле еще и рассказчик своей версии истории) — Николай Соколов. Это трагедия старости, помноженная на трагедию власти, потерявшей связь с реальностью, трагедия, переродившаяся из личной во всеобщую, тотальную. К тому же происходящая в социуме, который еще не затронула цивилизация. Среди старых (или все-таки новых?) варваров есть лишь один луч света — Корделия (Эльвира Соколова), но она не способна изменить этот мир и даже просто спасти от гибели себя и отца.

Шекспир и Хемингуэй были не единственными классиками, представленными в афише фестиваля. Хозяева — Красноярский театр кукол — сыграли «Легенду о Великом инквизиторе» по главе из «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского (режиссер Руслан Кудашов, художник Марина Завьялова). Я довольно подробно писал об этом спектакле на страницах «ПТЖ», а здесь хотел бы лишь отметить, что через год после премьеры он обрел замечательную форму, что называется, наигрался: ансамбль шести актеров работает удивительно слаженно, человек и маска, кукла сливаются в единое целое, кукловоды становятся ведомыми слугами князя тьмы, а силуэт рыбы — зримым (и исчезающим в финале) символом Христа. Спектакль о вечном противостоянии света и тьмы, Бога и дьявола.

Театр кукол «Гулливер» из Кургана привез на фестиваль спектакль «Корова» по рассказу Андрея Платонова (драматург Семен Вяткин, режиссер Дмитрий Ши, сценография Натальи Бурнос, куклы Валентина Викторова). Платоновская проза — испытание для театра. Она не открывается ключом простого воспроизводства событийного ряда, кажется, что все самое важное у Платонова происходит между слов, а в спектакле — в мгновения молчания, осмысленной тишины. В путешествии главного героя Васи Рубцова (чудесная кукла и отличная актерская работа Владимира Носырева) такие мгновения есть, и это достоинство спектакля.

«Бесприданница. Островский» пермского театра «Карабаска» (режиссер Наталья Пахомова, художник Елисей Шепелёв) — модный вариант спектакля-расследования и спектакля-постскриптума к классическому тексту. События уже произошли, Лариса Огудалова мертва. Осталась ее мать Харита Игнатьевна, которая излагает случившееся человеку, которого поначалу принимаешь за следователя и лишь к финалу понимаешь, что это сам Александр Николаевич Островский. Это, конечно, своеобразный бенефис актрисы Натальи Красильниковой, играющей в старшей Огудаловой и горечь утраты, и незаурядность натуры, и неистребимую жажду жизни, и крах всех надежд. К тому же она замечательно работает с вещным миром спектакля, когда тряпичная голубка (любимая игрушка Ларисы?) вдруг становится зримым образом дочери, а сюртук или рубашка, извлеченные из комода, — воспоминанием о Карандышеве, Кнурове, Паратове. Трагедия, сыгранная негромко, глухо, но очень подлинно, в воспоминаниях, отраженным светом. В этом спектакле-дуэте у Натальи Красильниковой достойный партнер — Андрей Тетюрин.

Еще один бенефис актрисы был в моноспектакле Марины Дюсьметовой «Зеркало для королевы» по рассказам Надежды Тэффи (режиссер и художник Сергей Иванников). Он возник в пространстве «Театральной КвАРТиры», это новый художественный проект Томска, включающий в себя домашний театр. Кто-то из театров обращается к классике, а кто-то идет вглубь даже не веков, а тысячелетий. «Должно же на фестивале прозвучать слово „хтонь“», — заметил главный режиссер Пермского театра кукол Дмитрий Вихрецкий. Его и художницы Марии Матвеевой спектакль «Кама. Горт. Легенды» был сыгран на открытии фестиваля и под открытым небом — на Ярмарочной поляне острова Татышев посреди Енисея. Предметы деревенского быта и живописные коряги, собранные по всему Пермскому краю, становились живыми существами, а слаженный актерский ансамбль творил ритуальные и обрядовые действа, уходящие корнями в древнюю коми-пермяцкую культуру. Огонь, вода, люди, медведи, птицы, деревья были органичными частями этого действа, за которым завороженно наблюдали даже суслики, в изобилии обитающие на Ярмарочной поляне.

А что же театр детской радости, спросит тот, кто склонен считать, что именно за него должен в первую очередь отвечать театр кукол? Спектакли для детей составили лишь треть фестивальной афиши, но каждый из них был очень качественной и обаятельной профессиональной работой (что с «детской радостью» бывает не всегда). «Совсем не хитрый лис» Театра кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара из Кемерово (режиссер Назиля Синюкова, художник Ирина Чурилова) порадовал ансамблем ярких характеров, идеальным слиянием актеров и кукол, увлекательностью рассказанной истории и внятностью морали о том, что дружить лучше, чем враждовать.

В постановках «Как поймать тишину» Нижнетагильского театра кукол (режиссер Екатерина Ложкина-Белевич, художник Наталья Бакулева) и «Как я встретил Питера Пэна» Хабаровского театра кукол (режиссеры Алексей Шульгач и Диана Разживайкина-Шульгач, художник Алексей Шульгач) в крепких актерских ансамблях были два несомненных лидера. Диана Декунова (Улька) в первом спектакле, пленявшая неподдельной детскостью и невероятным обаянием, и Василий Прасков (Питер Пэн), чьей энергией и опять же обаянием можно отапливать космос. Замечу, что обе роли сыграны в «живом плане». А вот в «Простодурсене» Челябинского театра кукол имени Валерия Вольховского (режиссер Александр Борок, художник Ирина Хмарук) радовала прежде всего и больше всего компания колоритных кукол (за которыми, разумеется, стоял редкий актерский ансамбль).

Детскую и взрослую аудитории если не примирила, то объединила «Art-механика» Екатеринбургского театра кукол (режиссеры Валерий Бахарев и Татьяна Жвакина, художник Юлия Селаври), где внятность истории, быть может, слегка потерялась в калейдоскопе аттракционов и чудес, но зато чудеса были настоящими, как и положено в театре кукол.

Помимо спектаклей «Сибирь. Terra Magica» подарила лекции членов жюри Бориса Голдовского и Анны Некрыловой (Борис Павлович рассказывал о Сергее Образцове и его наследии, а Анна Федоровна о детской субкультуре в традиционном крестьянском обществе), фотовыставку Александра Лыскина «С куклами вокруг света» (впечатляющая панорама портретов великих кукольников и сцен из их спектаклей), интенсивно работавший зрительский клуб (им заведовала молодой театровед Екатерина Венедиктова), «круглые столы» и обсуждения, поездки в Овсянку в только что открытый Национальный центр Виктора Петровича Астафьева и на красноярские Столбы (клещи не дремали)…

Расставаясь, наметили встречи на новых фестивалях, в том числе и на тех двух, что пройдут осенью на Урале: «Петрушка Великий» в Екатеринбурге и «Соломенный жаворонок» в Челябинске.

III Фестиваль театров кукол Урала, Сибири и Дальнего Востока в Красноярске: итоги
Лучший спектакль для детей — «Совсем не хитрый лис».
Лучший спектакль для взрослых — «Легенда о Великом инквизиторе».
Лучшая работа режиссера — Светлана Ондар («Старик и море»).
Лучшая работа художника — Ирина Хмарук («Простодурсен»).
Лучшая актриса фестиваля — Диана Декунова (Улька в спектакле «Как поймать тишину»).
Лучший актер фестиваля — Василий Прасков (Питер Пэн в спектакле «Как я встретил Питера Пэна»).
Лучший актерский ансамбль — «Кама. Горт. Легенды».

Специальные призы жюри
«За создание нового театрального пространства» — Сергей Иванников, Лариса Отмахова (проект «Театральная КвАРТира», Томск).
«За оригинальную интерпретацию классической пьесы» — театр «Карабаска».
«За создание куклы главного героя в спектакле «Корова» — Валентин Викторов. «За многообразие кукольных форм» — художник спектакля «Art-механика» Юлия Селаври.

 

К списку публикаций