«ВЕЛИКИЙ» ЕЩЕ РАСТЕТ — С ДУШОЙ И ЛЮБОВЬЮ
Екатеринбург снова стал столицей для режиссеров и артистов театров кукол из разных стран. С 16 по 20 сентября состоялся VIII Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Бессменный организатор фестиваля и его гостеприимный хозяин — Екатеринбургский театр кукол. С 2002 года наш театр стал любимым местом фестивального паломничества его коллег со всего мира. И каждые два года «Петрушка Великий» предлагает сообществу кукольников — претендентам на участие — определенную творческую тему. Восьмой фестиваль объявил, что спектакли должны обратиться к вечному и человечному: Amor et Mortis (Любовь и Смерть).
Директор театра кукол и фестиваля «Петрушка Великий» Петр Стражников объяснил столь недетский тематический размах:
— Темы «Петрушки...» всегда масштабны. Например, была такая: «Театр кукол: от наивности ребенка до мудрости философа». Здесь нет никакой возрастной дискриминации. Искусство театра кукол ведет разговор со зрителями любого возраста о большом, важном, вечном, каким бы ни был сюжет. Даже в «Колобке».
Было подано 96 заявок, экспертный совет отобрал на фестиваль 14 театральных историй. Их создали кукольники пяти стран — России, Беларуси, Польши, Франции и Чили. Оценивало спектакли авторитетное профессиональное жюри под председательством Марека Вашкеля, историка театра, профессора Варшавской театральной академии и члена исполнительного комитета международного отделения UNIMA (Международная ассоциация деятелей театров кукол).
Фестиваль продлился пять дней, и многие из конкурсных спектаклей были показаны публике не по одному разу. А вот уличное представление, которое состоялось утром 16 сентября, — только однажды. Представление в народном стиле — шутливом, радостном, лихом. С бабами в платках и мужиками в ушанках,
скоморохами, танцующими стогами сена, говорящей головой на стройных ножках в пуантах, с юродивым и его плачем о «копеечке» (кстати, немалая «копеечка» — грант губернатора в три млн. рублей), с медведицей в сарафане... С лопатами и вилами, которыми «народ» помог победить маленькому Петрушке особу в черной маске — саму Смерть. Первой же уличной интермедией, обаятельной и дерзкой, наши кукольники приступили к раскрытию темы нынешнего фестиваля «Любовь и Смерть в театре кукол». А когда в финале представления прозвучала специально-фестивальная интерпретация хора Глинки «Славься!..», нам явился Кукольный царь ростом повыше Петра Великого — Петрушка Великий.
Трибуна для первого явления Петрушки и выступлений почетных гостей разместилась высоко над землей — на нарисованном облаке. Приветствуя «Петрушку Великого», министр культуры Свердловской области Павел Креков и заместитель главы администрации Екатеринбурга Михаил Матвеев отметили, что с такой трибуны им выступать еще не приходилось, но фестиваль высоты достоин — своей высокой творческой планкой.
Восьмой «Петрушка» для кукольников стал работой и общением с коллегами, а для публики — зрелищным праздником в любимом театре. Малышам были предназначены: «Приключения Алисы в Стране Чудес» (Челябинский театр кукол имени В. Вольховского), бажовский сказ «Серебряное копытце» из Санкт-Петербурга (театр «Складной жираф») и еще один питерский спектакль по стихам Иосифа Бродского «Баллада о маленьком буксире» (Доступный театр «Куклы»). «Живую душу» по сказкам Николая Лескова показал Иркутский театр кукол «Аистенок». Добрая Маланья, приютившая в своем домике больных ребятишек Ерашку и Живулечку, покорила своей душевностью. Не только маленьких зрителей, которым и была адресована эта история по сказкам Николая Лескова в постановке Юрия Уткина. Спектакль восхитил взрослых профессиональных людей — жюри, которое присудило ему один из главных призов: «За лучший спектакль для детей».
Теневой театр — редкость на нашей сцене — показал Краковский театр фигур (Польша) в спектакле по книге Януша Корчака «Король Матиуш Первый». Дебютант фестиваля приехал из дальнего далека — из Чили. Спектакль «Грязное крылышко» (Театральная компания Давида Зуазолы) удивил зрителей тем, как обычный мусор перестает быть ненужным, лишним и из него возникает чудесный мир, если, конечно, включить воображение... Мир, полный чувства чистоты. Впрочем, возрастное деление по интересам в театре кукол условно. Интересное малышам в равной степени может заинтересовать родителей: ведь на фестиваль допущены только лучшие из заявленных спектаклей. Так, Ганс-Христиан Андерсен в постановке Санкт-Петербургского Большого театра кукол «Далеко-далеко» оказался способен тронуть «живую душу» вне зависимости от количества прожитых лет.
На прошлые фестивали к «Петрушке» приезжали японские кукольники. А нынче «японский» спектакль прибыл из Кургана с театром кукол «Гулливер». Очень древняя, из Х века, японская сказка о лунной принцессе явилась «Сияющей в ночи», придуманной и поставленной японскими коллегами: режиссер Еити Нисимура, художник Кадзунори Ватанабе, режиссер по работе с куклой Мияко Куротани. А сыграли его курганские артисты, освоив благодаря японским учителям уникальную технику вождения невиданных кукол, чье тело — кимоно, струящиеся ткани, чьи лица — маски, невероятно выразительные.
...«Сияющая в ночи» — медленное, медитативное, завораживающее зрелище. Спектакль, где нет ни единого слова. Обычные зрители и те, у кого проблемы со слухом, намеренно поставлены создателями в равные условия восприятия. Только звон и гул национальных инструментов Японии изредка нарушают глубокую тишину спектакля, погружающего в созерцание фантастической истории, напомнившей русскую сказку о Снегурочке — о зыбкости и кратковременности красоты, которую надо успевать любить и любоваться ее сиянием. Приз за лучшую женскую роль получила «лунная принцесса» — Татьяна Кокина.
В спектакле петербургского театра Karlsson Haus «Ваня» всех-всех-всех играет один актер Михаил Шеломенцев (приз за лучшую мужскую роль): и старых родителей, и чудище морское, и всеведущую Бабу-ягу, и дракона, и девицу-красу, и волков, сожравших вероломных дураков — братьев Вани. Играет на балалайке и самого Ваню играет, конечно. Та японская принцесса была родом с Луны, а Ваня родился от Солнца. Вот взял да появился — от тепла светила по суровой сказочной необходимости. Дракон всех сожрал, не подавился. Только очень костлявые для драконьих зубов старик со старухой остались, двоих сыновей потеряли, а сами уж вышли из детородного возраста. Надо, наконец, кому-то дракона победить, людей освободить. Загадочная русская душа, которую мы постигаем в очень смешном и очень печальном театральном «исследовании» (постановка Алексея Лелявского), оказывается... такой многогранной загадкой. Съеденное народонаселение в драконьем брюхе существует припеваючи и «припиваючи», не томясь по родной земле. Только Краса ненаглядная, высокая и статная (кукольный Ваня ей едва до плеча достает), рвется за Ваней на волю...
Сказка про Ваню — взрослая «загадка», а для малышей загадку происхождения искусства театра кукол объяснили артисты из Франции, из театра «Тарабат», в представлении «Начнем с Гиньоля». С ними маленькие зрители углубились в историю уличных кукол Европы, в приключения французских Гиньоля и Полишинеля, английского Панча и итальянского Пульчинеллы. В финале, когда международная компания сражается со Смертью, к ним присоединяется их русский родственник — Петрушка, уличный парень, старинный герой балаганов и верный соратник бродячих кукольников. Французские кукольники объехали весь
мир, выступали на Авиньонском фестивале, екатеринбургский фестиваль «Петрушка Великий» предоставил им возможность встречи с двадцать четвертой по счету страной в их странствии — Россией. «Тарабат» получил специальный диплом жюри за сохранение традиции искусства театра кукол и лауреатскую статуэтку за лучшее музыкальное оформление спектакля.
Гран-при уехал из Екатеринбурга, но не покинул Урал. Высшую награду фестиваля получил спектакль «Толстая тетрадь» Пермского театра кукол (режиссер Александр Янушкевич), точно попавший в главную тему «Любовь и Смерть». Лауреатом премии «Признание» стала художник Татьяна Нерсисян — и за «Толстую тетрадь», и за спектакль Белорусского театра кукол (Минск) «Почему стареют люди?» А все артисты, занятые в екатеринбургском спектакле «Ромео и
Джульетта» с «белорусским следом» (постановка Олега Жюгжды, Гродно), удостоены лауреатского звания за лучший актерский ансамбль. Главный художник театра Юлия Селаври награждена специальным дипломом жюри за сценографию нашей шекспировской истории.
Кукла Петрушка обычно маленькая, перчаточная, как повелось издавна со дня ее рождения. Бывает — по особым случаям — в человеческий рост. А в совсем уж особенные театральные дни вырастает как на дрожжах до двух метров. Долговязый Петрушка встречал и провожал участников и гостей VIII Международного фестиваля театров кукол в Екатеринбурге в сентябре 2016 года. Фестиваль восхитил, растрогал, разбудил чувства и мысли. Причем такие, каких взрослый зритель от искусства театра кукол и не ожидал, полагая его исключительно «детским». «Великий» растет и продолжает ломать стереотипы — с душой, с любовью. Уже началась подготовка к девятому фестивалю, который состоится в 2018 году.