В КАЖДОЙ СТРАНЕ СВОЙ ПЕТРУШКА
В Екатеринбург съехались кукловоды со всего мира
Сегодня в Екатеринбурге уже в пятый раз стартует Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий». Проводится он в рамках программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента России.
Афиша интригует, притягивает. Зрителям предстоит увидеть 12 спектаклей коллективов из восьми стран — Беларуси, Армении, Польши, Болгарии, Италии, Японии, Ирана и России, которую представляют театры из Челябинска, Магнитогорска, Омска. Наш Екатеринбургский театр кукол покажет одну из своих последних работ — «Грибуль-простофиля и господин Шмель», поставленную режиссером из Франции Эми¬ли Валантен.
— Как обозначена тема фестиваля? — интересуюсь у Евгения Сивко, заслуженного артиста России, главного режиссера Екатеринбургского театра кукол.
— «Театр кукол — театр художника». Сценографы ярко и образно напомнят о том, что в древнем искусстве кукол художник — не формальный иллюстратор произведений, а сотворец. «Петрушка Великий» готовится поразить многообразием кукол различных систем, масок, хореографией, световым решением, марионетками, пальцевой техникой, теневым театром... Такая палитра художественных возможностей будет интересна для зрителей всех возрастов. Фестиваль у нас конкурсный. Судить коллег будут уважаемые деятели искусства, среди которых Валерий Шадский — президент Российского центра УНИМА, организации, объединяющей кукольников, Слободан Маркович — директор Международного фестиваля театров для детей из Сербии, Евгений Ибрагимов — режиссер, лауреат российской национальной премии «Золотая маска», ныне ра-ботающий в Чехии, Ольга Глазунова, Виктор Шрайман и Лариса Барыкина (Россия).
— Вы, образно говоря, как бы играющий тренер. Актер, много выходящий на сцену, режиссер. Уже успели поездить — вам есть с чем сравнить. Чего ждете от «Петрушки Великого» под номером пять?
— В первую очередь общения. Мир кукольников тесен, и мы хорошо понимаем друг друга, хотя говорим на разных языках. В мае этого года на фестивале в Финляндии, куда мы возили наш спектакль «Сказки небесной коровы», я познакомился с замечательным коллективом из Каталонии. Они работают прямо на улице, говорят о важном, о жизни и смерти, но очень по-своему, легко и умно импровизируя. Вовлекают в спектакль-игру прохожих, идущий мимо транспорт. Даже я принял участие в их представлении. Надеюсь, эти талантливые ребята доберутся и до Екатеринбурга, пусть не в этом году.
— А каким видится будущее театра кукол в России?
— Он должен быть разным. В эклектике было и есть свое особое обаяние. Высокие профессиональные критерии — величина постоянная. Поэтому мы приглашаем для работы мастеров с разным творческим почерком. Сейчас ведутся переговоры с Сергеем Федотовым, создателем знаменитого пермского театра «У моста». Мечтаем заманить Виктора Плотникова. Он сам художник. Не сомневаюсь, что многие помнят его замечательный спектакль «Капричч Ио» в Кургане. Он был у нас на прошлом фестивале. Мы познакомились с Плотниковым на премьере, и для меня это одно из самых ярких впечатлений последних лет. Работали у нас Николай Коляда, уже мною названная Эмили Валантен из Франции... Надо пробовать и не бояться искать, хотя, может быть, тут во мне говорит именно актер.
— Чем удивите на открытии фестиваля?
— Мы придумали спектакль, который назвали «Карнавал Петрушки». Это история Петрушек из разных стран. Ведь в каждой стране есть свой Петрушка, пусть имена у них разные. Работаем вместе с художником Андреем Мелентьевым. В нашем театре это будет первый площадной спектакль. Покажем его в парке культуры и отдыха имени Маяковского. А в театр гостей пригласит русский Петрушка. В фестивальные дни ему предстоит объединить и подружить кукольников мира. Постараемся, чтобы все улыбнулись, так что и медведи будут, и даже песня «Прокати нас, Петруша, на тракторе!».
— Знаю, что вы приступили к подготовке большого спектакля «Садко». Когда мы его увидим?
— Мечтаем о ноябре или начале декабря. Спектакль будет сложный, фантазийный. В эскизах декораций художника Андрея Мелентьева есть и яйцо Фаберже, и волшебные морские пейзажи. Для воплощения замыслов потребуются сложные конструкции. Выяснилось, что не все получится реализовать в Екатеринбурге. Обращаемся за помощью в Снежинск и даже в Германию. Хотим, чтобы все удалось.