УРАЛЬСКИЙ ЭПОС И ЛЁГКИЙ ХОРРОР: СВЕРДЛОВСКИМ ЗРИТЕЛЯМ ПРЕДСТАВИЛИ СПЕКТАКЛЬ ПО ТРЕМ СКАЗАМ ПАВЛА БАЖОВА
В Екатеринбургском театре кукол состоялась премьера постановки «Таюткино зеркальце», созданной по мотивам произведений Павла Бажова. Работу посвятили 145-летию уральского сказителя. Авторскую инсценировку сделал драматург Семен Вяткин на основе трех сказов Павла Петровича: «Таюткино зеркальце», «Сочневы камешки» и «Приказчиковы подошвы».
— Представление особенно будет полезно детям, так как в нем поднимаются вопросы справедливости, добра и милосердия. Они любят немножко бояться, поэтому мы добавили детского хоррора — кошек из сказа «Сочневы камешки». Оттуда же взяли и глупого, неудачливого Поспешая, над которым так и хочется смеяться. Изначально мне не хватало юмора, поэтому и характер, и драматургическую линию этого персонажа я ввел в спектакль намеренно. Зло в постановке раскрывает приказчик Северьян из «Приказчиковых подошв». Это мощный антигерой, который уравновешивает положительных Таютку и ее отца. В финале он будет наказан справедливой Хозяйкой Медной горы. Ведь она — некое божество, мерило, сама природа, наказывающая зло и жадность, — отметил режиссер-постановщик Николай Бабушкин.
Итак, в основе спектакля — рассказы об увлекательных приключениях рудобоя Гани Зари и его дочки Таютки в шахтах. По преданиям, Хозяйка Медной горы разбила свое волшебное зеркальце, и эти осколки остались в недрах. Как же всё-таки обстояло дело — предстоит выяснить нашим героям. Сюжетная линия развивается на фоне уральских пейзажей, в отражении загадок родного края, где каждая находка способна изменить их судьбу, а каждый поворот сюжета — приоткрыть завесу тайны Медной горы. Всю историю зритель видит глазами маленькой девочки — Таютки.
— Бажов — мистический, волшебный писатель, создавший необыкновенный уральский эпос. Мне понравилась идея режиссера объединить три сказа в один, так как это всегда интересно: по-своему интерпретировать произведения Павла Петровича. Мои любимые персонажи в спектакле — кошки с пустыми глазницами. Это мощный образ, который играет важную роль в понимании смысла и идеи спектакля, — поделился Семен Вяткин.
Своеобразная интерпретация сказов Бажова считывается и на уровне использованных художественно-композиционных приемов. Так, в сцене, где приказчик Поспешай нагло пытается украсть у Хозяйки Медной горы самоцветы, ведро, в которое он бросает камни, увеличивается прямо на глазах у зрителей. Да настолько, что он и поднять его не может. В этот момент его и замечают кошки с пустыми глазницами, выполняющие роль стражей в медное царство. Эстетику витражных самоцветных гор и зеленых просторов Урала создал для спектакля залуженный артист РФ художник Андрей Ефимов. Всего в спектакле задействовано более 20 кукол.
— Мы создали мир, в котором во всех персонажах запечатлена как будто бы сама природа: деревья, скалы, самоцветы отразились на них и оставили свои рисунки в образах и одежде. Выделяются только отрицательные персонажи: Поспешай, Колесишка, Северьян — они созданы совершенно в другой эстетике. Это сделано, чтобы подчеркнуть: такие качества как алчность и зависть далеки от этого мира. Важно и отношение масштаба кукол к окружающему миру — в огромном величественном пространстве они совсем небольшие, так как созданный нами мир и есть зеркальце, в котором Таютка видит людей — более вытянутых, высоких и стройных, — рассказал художник Андрей Ефимов.
Одной из ключевых, затрагиваемых в сюжете проблем, становятся взаимоотношения природы и человека. Через поступки героев, сюжетные повороты и даже цветовую гамму, зритель приходит к выводу, что окружающий мир всегда реагирует на действия человека, будь то хорошие или плохие дела.