УЧАСТНИКИ ЛАБОРАТОРИИ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ ТЕАТРЕ КУКОЛ ЗАВЕРШАЮТ РАБОТУ НАД ПЬЕСАМИ
В сезоне 2023/2024 Екатеринбургский театр кукол впервые проводит драматургическую лабораторию.
В Екатеринбургском театре кукол уверены в необходимости особой драматургии для театра кукол – не каждая пьеса может быть органично разыграна марионетками. При этом новых, оригинальных пьес не хватает. Одним из шагов, который призван помочь театрам с литературным материалом, стала драматургическая лаборатория «Кукла говорит:…».
«Вокруг театра кукол существует много стереотипов. Люди думают, что здесь надо писать о зверятах, их бескорыстной дружбе. Но дело в том, что таких пьес в театре кукол очень много. И задача лаборатории, чтобы появлялись новые темы, новая драматургия, новые авторы. Драматургия, особенно в театре кукол, это не обязательно про текст. Кукла живет не словом, а действием. И в идеале спектакль должен создаваться совместно художником, режиссером, драматургом. Театр кукол более изобретателен, в процессе создания спектакля появляется очень много находок, которые сложно предугадать. Поэтому драматург должен сидеть в зале рядом с режиссером и художником», – рассказывает куратор лаборатории, руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра кукол Семен Вяткин.
Драматургические лаборатории на базе театров кукол проводятся гораздо реже, чем в театрах драматических. Наиболее известная – «Маленькая драма», которая уже пять лет действует в Московском областном государственном театре кукол. Для екатеринбургской лаборатории сезон 2023/2024 стал премьерным.
Прежде всего, участники пообщались с теми, кто на практике создает театр кукол. Драматург, сценарист, главный редактор журнала «Урал» Олег Богаев рассказал о роли драматургии в театре кукол и ее философии. Главный режиссер театра Евгений Сивко поделился своим взглядом на драматургию – как происходит выбор пьесы, как создаются спектакли. Андрей Ефимов объяснил, как работает с пьесой художник и какие выразительные средства существуют, а актер Степан Роскош познакомил с различными системами управления кукол.
«Я учусь у Николая Коляды на 3 курсе в ЕГТИ и это мое второе образование, так что я пришла сюда уже осознанно, хочу развиваться, пробую новое. У нас были замечательные лекции, драматург, режиссер, художник рассказывали, в чем их запрос, чего им не хватает в пьесах. Для меня участие в лаборатории стало выходом за существующие рамки. Ты можешь придумывать совершенно нереальный мир – не тот вымышленный, которому не веришь, а фантазийный, его невозможно реализовать в драме. Включи полет мысли и попробуй воплотить все, что хочешь. Это придает уверенность и желание расширить границы, посмотреть на театр кукол, как на театр для взрослых. Когда мы видим на сцене людей, то все равно проецируем происходящее на себя. Может быть куклы, предметы, какие-то вещи помогут взглянуть на какие-то сложные темы под другим углом. Это очень интересно, опыт колоссальный», – делится участник лаборатории Надежда Чернова.
Вторая часть лаборатории – практическая, ее итогом должны стать собственные пьесы. Уже сданы первые варианты, получена обратная связь – итоговые тексты должны быть готовы в мае.
«Я писала магистерскую диссертацию о драматургии театра кукол и какие-то теоретические положения мне были известны. Но я изучала, что теоретики XX-XXI веков писали о театре кукол ХХ века. И мне было интересно узнать, как сегодняшние не теоретики, а практики размышляют на эту тему. Что они видят в современном процессе в театре кукол, что необходимо отразить драматургу. Мне кажется, что современная пьеса для театра кукол и пьеса, которая создавалась в ХХ веке – это немного разные вещи. Театр кукол меняется. Если теоретики и практики ХХ века считали, что есть связь между системой управления куклой и текстом, то сейчас эти границы размываются, современный театр кукол идет по пути соединения разных систем управления, разных форм. И сегодняшний процесс очень классно отражен в нашей лаборатории, мы посмотрели с разных сторон как с текстом взаимодействуют художник, режиссер, актер», – рассказывает участник драматургической лаборатории из Тюмени Лидия Фрицлер.
Лучшие пьесы, созданные в рамках лаборатории, войдут в сборник «Пьески на леске». Его презентуют на XII Международном фестивале театров кукол «Петрушка Великий» в сентябре 2024 года – чтобы материал как можно быстрее оказался в театрах.