ТРОЕ И КУКЛЫ

08
Февраль

Есть в Екатеринбургском муниципальном театре кукол династия Овсянниковых. Их трое. Старший, Владимир Борисович, недавно отметил юбилей — 60-летие. Но«родоначальником» династии, не по старшинству, а по воле судьбы, стал Павел Овсянников, актер.

Пришел Павел в театр еще студентом театрального института, где учился у мастера-кукольника доцента Сергея Жукова. Студента пригласили играть в спектакле «В гостях у дядюшки Римуса». Это было в 1995 году. С первых шагов на сцене он понял, что в этом коллективе очень дружелюбные люди, которые живут профессией, любят ее и к новичкам относятся с уважением, всегда стремятся помочь, поддержать, как в настоящей семье. Поэтому Павел говорит: «Мне очень повезло».
Первым его режиссером был Владимир Николаевич Гаранин, в то время главреж театра, — мудрый и доверяющий молодым актерам. Наверное, поэтому так быстро расширялся репертуар актера Овсянникова. В любой роли он выходит с удовольствием, вкладывая всю душу и мастерство. Ну а уж если выпадает быть занятым во взрослом спектакле, да еще и в живом плане, — это огромная радость. Именно так было в спектаклях «Бобок» (по мотивам рассказов Достоевского) — роль Ивана Ивановича2 и «Gamlet» («Деревня») — Лаэрт.
Кроме актерства Павел вместе с коллегой Евгением Сивко сочиняет сценарии. Начало этому увлечению положили театральные «капустники». А потом и на режиссуру отважились артисты, и представление «Новогодняя сказка Сверчка» принесло первый успех актерам-режиссерам. Дебют получил продолжение — «Изумрудный город страны OЗ». Это уже был спектакль, в котором 44персонажа, участвовало 76 кукол, 10 играющих актеров. Вскоре появляется новая постановка — «По щучьему велению», синтетическая: куклы и живой план. Спектакль Овсянникова—Сивко «Сказки небесной коровы», показанный впервые два года назад в новогодние каникулы и прошедший с огромным успехом, перешел в репертуарную афишу и не сходит со сцены.
Заслуженный артист России Евгений Сивко стал главным режиссером театра, а Павел Овсянников решил получить еще одно образование и окончил режиссерское отделение Санкт-Петербургской академии театрального искусства. В конце 2013 года Павел Овсянников поставил сказку «Пастушка и трубочист», где играют только куклы, а ведут их актриса Анастасия Овсянникова и сам постановщик.
Вот и еще одна представительница династии. Настя появилась в этой семье совсем недавно, так же как и стала актрисой екатеринбургского театра кукол. Встретилась с Павлом в Санкт-Петербурге, где получала актерское образование, стала его женой и приехала на Урал. Она новая актриса для екатеринбургских зрителей, но не новичок на сцене театра кукол. Окончив колледж, Настя, с детства любившая куклу, пришла на сцену Рыбинского театра кукол, азы мастерства постигала в студии при театре. В течение пяти лет была ведущей актрисой, сыграв 25 ролей. Она овладела работой с любыми куклами: перчаточными, тростевыми, марионетками, а потом появился и живой план. В екатеринбургском кукольном Анастасия всего два сезона, но уверенно входит в репертуар. Начала со спектакля «Времена года», где у нее несколько главных ролей. Коллеги по достоинству оценили работу, а сама Настя радовалась тому, что не подвела династию.
— У нас с Настей, — говорит Павел, — большие творческие планы. Мы мечтаем о спектакле, где герой — Петрушка. Это особая кукла, знаковая. Вот и хотим сотворить что-то необыкновенное. Сейчас работаем над петрушечным представлением. Кукол будем делать сами. Настя, так же, как и я, никакой работы не боится. Только придумывай, она выполнит все задумки, создаст характер, образ вылепит.
Павел поистине трудоголик. Об этом свидетельствует и внутри театральная премия «Петрушка Великий», которую вручили Павлу в номинации «Рабочая лошадка», когда актер за сезон сыграл 288 спектаклей.
Да, семейство Овсянниковых умеет трудиться добросовестно и четко, даже если приходится начинать новое для себя дело. У них все, как в доброй сказке с чудесами. Первым появился в театре кукол Павел, затем он привлек и увлек своего отца Владимира Борисовича, который никогда не имел отношения к куклам, тем более на сцене. Все случилось неожиданно. Семья Овсянниковых жила в Омске, где Павел окончил школу. Выбрав путь артиста, он уехал. А Владимир Борисович работал на заводе. Когда производство развалилось, не знал, что делать. В то тяжелое время (Павел учился в Екатеринбургском театральном институте) сын позвал его к себе: «Приезжай, работу найдем». «Он и пристроил меня в свой кукольный, — говорит Овсянников старший. — Сейчас удивляюсь, как это я всю жизнь без кукол обходился? Теперь о другой работе не мыслю. Увлекся, полюбил куклу». И стал Владимир Овсянников заведующим конструкторским цехом театра.
— Самое сложное в моей работе, конструировании куклы, — рассказывает Владимир Борисович, — это воплотить образ, который видит художник, да сделать так, чтобы кукла могла ходить, двигать ручками, головку поворачивать, ротик открывать. Вот тогда она живая. Кроме создания кукол занимаюсь и починкой. Бывает, что ремонт необходимо сделать в считанные секунды во время спектакля: «герой» вышел из строя, вот и надо его поставить на ноги.
Нередко работу «волшебника» замечает и критика: «Все детали работают как совершенная художественная форма. Это заслуга Владимира Овсянникова». А получается все, потому что душу вкладывает мастер в свое дело. В театре его называют «наш профессионал». Это подтверждает и «Петрушка Великий», который конструктору вручался дважды, как раз в номинации «Профессионал».

Вот так трудится, творит династия Овсянниковых, пока состоящая из трех человек. Но, как говорит Павел, может быть и продолжение: его сын Александр и дочь Лидия уже играют в его же спектакле «Вертеп». Кем они станут в будущем? Пока трудно загадывать. Павел не будет настаивать на избрании детьми актерской профессии, но если выберут ее — порадуется.

К списку публикаций