ТРИ ПРИЧИНЫ ПОСМОТРЕТЬ «ТАЮТКИНО ЗЕРКАЛЬЦЕ» В ТЕАТРЕ КУКОЛ

17
Декабрь

14 декабря в Екатеринбургском театре кукол состоялась премьера спектакля «Таюткино зеркальце». Очень нетипичная для новогодней кампании, мрачноватая и таинственная история по мотивам сказов Бажова кажется своего рода экспериментом. Насколько удачным — решать зрителям, а мы рассказываем любопытные подробности о постановке.

Язык Бажова и компиляция сказов

Пьесу для спектакля написал Семён Вяткин, руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра кукол. Перед автором стояла непростая задача — объединить в одну историю три сказа Павла Бажова: «Таюткино зеркальце», «Сочневы камушки» и «Приказчиковы подошвы».

«Я никогда не пишу инсценировки, напротив: всегда вольно обращаюсь с оригиналом. Чтобы написать что-то интересное, мне важно присвоить историю. Мне давно хотелось замахнуться на Бажова, потому что его тексты очень мистические, магические. Мы старались максимально сохранить певучий, поэтичный язык автора. В ходе репетиций, конечно, приходилось корректировать пьесу, делать текст чуть более современным. Однако слишком упрощать не хотелось — напротив, нам важно было подчеркнуть сложность и глубину сказов Бажова».

Семён Вяткин, руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра кукол

Мрачноватый художественный мир с нотками хоррора

«Таюткино зеркальце» — образец классического театра кукол. Единственный персонаж в живом плане — Хозяйка Медной горы: она становится для зрителей проводником в волшебное пространство спектакля. А там уже царствуют тростевые куклы. «Мы давно не пользовались этой системой, а она очень выразительна,  — говорит художник спектакля Андрей Ефимов. — Это чистый театр кукол, по которому мы немного соскучились».

Такое решение позволило художнику поиграть со смыслами. Масштабные декорации, которые напоминают то ли витраж, то ли сложный узор на камне, символизируют величественную природу. На её фоне герои-куклы кажутся маленькими и незначительными. Любопытно, что положительные персонажи соответствуют общему цветовому решению спектакля, на их костюмах словно отражаются природные мотивы. Антигерои же решены в совершенно другой эстетике: они символизируют алчность, жадность и зависть.
 
Всего в спектакле более 20 кукол. Помимо человеческих персонажей на сцене появляются кошки с пустыми глазницами из сказа «Сочневы камушки» — эдакий элемент детского хоррора. Холодок и правда пробегает. 
 
Гармония природы и доброта людей

Несмотря на откровенную мрачность некоторых сцен, «Таюткино зеркальце» говорит с юным зрителем (спектакль предназначен для семейного просмотра, возрастное ограничение — 6+) о том, как важно быть добрым. Неслучайно сюжетообразующим рассказом становится «Таюткино зеркальце», а главным героем — сирота Таютка. 

«Таютка — не совсем обычный главный персонаж. Мы привыкли, что центральный герой совершает подвиги, поступки. А Таютка — отражение того, что происходит. Эту историю мы видим через её призму. Она — словно чистое, наивное, непорочное зеркало».

Николай Бабушкин, режиссёр спектакля «Таюткино зеркальце»

Антагонист Таютки — герой сказа «Приказчиковы подошвы», жестокий и несправедливый. А Хозяйка Медной горы — воплощение справедливости и проводник ещё одного важного для постановщиков смысла: природа гармонична и, что бы ни делали люди, она найдёт способ вернуть всё на круги своя. 

Ссылка на источник

К списку публикаций