ТРЕТЬЯ РУКА

04
Декабрь

Француженка ставит в театре кукол сказку Жорж Санд
Знаменитый французский режиссер Эмили Валантен, создательница всемирно известного театра дю Фюст, одного из лучших в своем жанре, начала репетиции с труппой Екатеринбургского театра кукол.

Для постановки, официально включенной в программу Года России во Франции и получившей по этому поводу грант Минкульта РФ, она выбрала не самое простое произведение - сказку Жорж Санд Простофиля Грибуль и господин Шмель.
- Чтобы преподнести публике подобный текст, можно идти только путем эксперимента, новаторства, - рассказывает Эмили Валантен. - Куклы мы придумали на месте, буквально за две недели. А идея, как их сделать, пришла ко мне несколько лет назад. Тогда я работала в театральной школе, и нас пригласили на фестиваль в Авиньон со студенческим спектаклем. Мы сделали две такие сумасшедшие куклы, которые позволяли использовать живую пластику человеческих рук. До сих пор у меня не было случая технически развить эту идею, хотя она мне казалась очень интересной.
Сейчас работа над куклами только в самом начале: надо бы еще придумать механизм управления головой. Для этого либо надо вырастить артистам третью руку, которой они будут двигать голову куклы... но, увы, вряд ли они к премьере успеют отрастить дополнительную конечность - поэтому остается только придумывать какое-нибудь устройство. Я уже пробовала приспособить механизм для рта, чтобы двигать голову зубами, - но тогда куклы замолчат, а они должны говорить...
Российская газета: Чем вы руководствовались, когда проводили невиданное в театре мероприятие - кастинг, отбирали артистов для спектакля?
Валантен: Я выбирала по голосу. Несколько актеров, на мое счастье, универсальны, могут играть и взрослых, и детей. Всего в спектакле будут участвовать семь артистов и Лариса Паутова, заведующая музыкальной частью театра, за фортепиано.
Я представляю, что пианистка - это сама Жорж Санд, она музицирует в своем салоне, который превращается в домашний театр. Гости, двое ее детей и даже прислуга - все они разыгрывают сказку про Грибуля. Лариса очень точно подобрала музыку - немецких романтиков, для сцены свадьбы - французскую народную песню про неудачный брак. А тема главного героя, Грибуля, - это школьный экзерсис, который Хачатурян в свое время украл у Шопена.
РГ: Вы говорили о том, что этот спектакль станет плодом коллективного творчества...
Валантен: Да, конечно, есть традиционный текст, который предоставляет огромные возможности что-либо придумывать на его основе, - и в процессе его прочтения у актеров возникает множество идей. Те, что мне нравятся, я сохраняю - и мы идем дальше... Актеры приняли такие правила игры, чему я очень рада. Будем смотреть, как далеко мы можем позволить себе зайти в нашей свободе. Актеры позволили расцвести своему воображению, которое, понятно, требует новых технических средств. И мы опять возвращаемся к вопросу о куклах...

Ксения Дубичева, Екатеринбург
Опубликовано в РГ-Неделе - Урал (Урал) N5055 от 3 декабря 2009 г.

К списку публикаций