ТЕАТРАЛЬНЫЙ «УМВЕЛЬТ» ЛЮДЕЙ И КУКОЛ
Странное слово «умвельт», мало употребляемое в будничной речи, явилось в афише XI международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий» названием одного из спектаклей. А к фестивальному финалу стало ясно, что это понятие — родное, пригодное для всего, что мы увидели за пять «кукольных» дней. Umwelt в переводе с немецкого — окружающий мир, а по сути, как популярно объясняет всезнающая «Википедия»: «Умвельт — это особый мир восприятия и действия, тот мир, который строит себе всякий биологический вид и отдельная особь в нем, к которому адаптирован и который определяет способ его поведения в нем». У каждого человека есть свой умвельт, у каждого живого театра — тоже. Этот срез особого театрального мира, где люди и куклы взаимодействуют в единой среде, вновь продемонстрировал зрителям наш «Петрушка Великий» в год своего двадцатилетия.
Особая атмосфера «Петрушки...», как всегда, с самого начала захватила улицу. Это традиция, которую ломать не стали, несмотря на тему одиннадцатого фестиваля — «Театр кукол: ломая стереотипы». Шествие к театру участников, гостей, Дедов Морозов с духовыми инструментами (оркестр Александра Павлова) возглавлял собственной персоной тот, чье имя носит фестиваль с 2002 года. Кто не бывал в Екатеринбурге два года (наш фестиваль — биеннале), с восхищением разглядывал обновленный после капитального ремонта облик театра хозяина и впервые увидел на его стенах кинетическое представление с петрушками разных народов, услышал музыку башенных часов, возвестивших о начале «времени чудес». А организованы фестивальные «чудеса» были Екатеринбургским театром кукол при поддержке министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ (ВТО), министерства культуры Свердловской области, администрации Екатеринбурга, благотворительного фонда «Синара» и других партнеров. С 8 по 12 сентября «чудеса» происходили на пяти городских сценах — театра кукол, Камерного театра, ТЮЗа, музкомедии и «Синара Центра». Пока зрители удивлялись, наслаждались, веселились и грустили, проживая это «время чудес» на спектаклях, жюри делало все то же самое одновременно со своей непростой работой, оценивая мастерство создателей — артистов, режиссеров, художников, определяя лучших. В жюри вошли критики, историки и исследователи театра, педагоги, режиссеры, драматурги — почти каждый из них имеет в своем арсенале все театральные профессии. Это: председатель жюри Юлия Клейман (СанктПетербург), ее московские коллеги Виктор Платонов, Борис Голдовский, Анна Казарина, Александр Вислов, экспрезидент Болгарского центра UNIMA Виктор Димитров Бойчев и Эсмаил Шафии (Тегеран, Иран). 15 спектаклей (среди них два екатеринбургских) из 14 театров России, Казахстана и Турции участвовали в конкурсе «ломающих стереотипы».
Наши артисты екатеринбуржцы когда то шутили о незавидной доле кукольника в одной из своих интермедий, на которые большие мастера: «Всю жизнь прятаться за ширмой и говорить противными кукольными голосами...» Этот стереотип сломан давным давно — и актеры выходят на сцену в «живом плане» почти в каждом спектакле (так было и на фестивале), и голоса их могут звучать во всем диапазоне, на который они способны. И что театр кукол — для многих первый театр в жизни — становится интересен повзрослевшим и совсем взрослым зрителям, «Петрушка Великий» в одиннадцатый раз доказал наглядно. В его программе были спектакли для всех возрастов и «семейные» — без возрастных ограничений.
Радикальный слом стереотипов сейчас происходит особенно явно в технологиях, немыслимых на кукольной сцене еще несколько лет назад, и в темах, которые поднимают театры. Так, спектакль «Адәмнәр (Люди)» Татарского государственного театра кукол «Экият» (Казань) обращен к трагедии начала 1920 х годов — голоду. Зрители, делясь впечатлениями, говорили о невероятной встряске чувств на спектакле. И жюри оценило эту смелую постановку Ильгиза Зайниева как лучшую режиссерскую работу фестиваля. Опера марионеток «Собака камень» (Екатеринбургский театр кукол) — пионер невиданного жанра. Его автор Виктор Плотников стал лауреатом вноминации «Лучшая работа художника». Спектаклю «Собака камень» вручен также специальный диплом — «За виртуозное владение марионеткой».
Ах, эти северные сказки... С волшебными зимами, троллями, ледяными девами, мальчиками и девочками, преодолевающими тьму и снега. К ним всегда тяготели театры кукол, и это никакой не стереотип, а как раз наоборот — поле для фантазии, рукотворной, режиссерской, актерской. Тот самый «умвельт» чуда, с которым постоянно налаживают тонкие связи.
В спектакле «Снежная королева. История Герды» Ханты-Мансийского театра кукол, на первый взгляд, стремление сломать стереотип, быть не похожим ни на кого происходит как раз по стереотипу этой ломки. Обязательно пере придумать сказку, поместить ее в сегодняшние реалии. Вместо привычного места действия — подъезд многоэтажки, горки для катания — перила лестниц. И не Кай, а Герда здесь говорит: «Если появится Снежная королева, я посажу ее на горячую печку!». Храбрая фантазерка в красной шапочке из соседнего подъезда. Она все придумала, и почти все сбылось. Но не с ней, а с жильцом дома, который казался злобным, враждебным, на самом же деле был попросту одиноким. Наивная елочка в красной шапке вместо рождественской звезды выросла под его окошком как утешение и поддержка. По решению жюри, актерский ансамбль этого спектакля назван лучшим и получил лауреатскую статуэтку «Петрушки Великого».
Андерсеновская «Русалочка» Московского областного государственного театра кукол тоже по-своему ломает стереотипы. В этом спектакле, красивом и бессловесном (как сама героиня, потерявшая голос), Русалочка разглядывает свой привычный мир через иллюминатор затонувшего судна или, может быть, ржавого батискафа. Прекрасна ее игра с осьминожками, крабами (перчаточные куклы), но вот прекрасный смысл сказки, мне кажется, размыт в эффектном зрелище морских глубин. Словно эта Русалочка из команды Кусто...
С севера пришла к нам и повесть норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце» в интерпретации петербургского театра «КУКФО» («Кукольный формат»), обаятельной, теплой, озорной, но отнюдь не благостной. Тимм и Лена из крохотного поселка на берегу холодного моря, «живьем» и в кукольных образах, вместе познают свой «умвельт»: дружбу, потерю дружбы, новое понимание друг друга и первую смерть близкого человека — «вафельной бабушки». Спектаклю «Вафельное сердце» присужден специальный диплом жюри с неоспоримой формулировкой: «За особую атмосферу и умение найти контакт со зрителем».
Начиная с первого уличного представления открытия, куда собралась, кажется, вся разнопородная кукольная птичья стая нашего театра кукол, птицы не покидали фестивальную сцену, стали действующими лицами нескольких спектаклей. Фестиваль заговорил с нами «птичьим языком». Не тем условным, понятным немногим, как, к примеру, режиссер говорит с артистами на репетиции, а на ясном, доступном даже малышу. На спектакле «Филин и Солнышко» зрителей буквально носили на руках или вели за ручку. Представление для очень юной публики (0+) показала Мария Гонсовска из Томского MATERIA theatre. Под звуки цимбал, с куклой на запястье. История птенчика Филина, которая может уместиться в ладошках, оказывается большой, как море, и по-своему энциклопедичной для малышового познания мира. Жюри наградило Марию специальным дипломом «За мастерство и чуткость в спектакле для самых маленьких».
Родителям детей (5+), которые еще не знают японской сказки «Журавлиные перья», стоило бы почитать им эту старинную историю перед просмотром спектакля Ульяновского театра кукол имени народной артистки СССР В. М. Леонтьевой. Ну, ничего, прочтут сейчас, потому что дети заинтересовались, потому что заворожила даже их, не вполне понявших сюжетные перипетии, красота и точность самого движения удивительных маленьких кукол в умелых руках артистов, невидимых под широкополыми остроконечными шляпами. «Зачем смотреть на хохолок журавля...», «Шью кимоно для дочери у пустой колыбели» — фрагменты спектакля построены, как стихи в классической японской поэзии. А хокку, озвученные «закадровым» голосом, написаны не Басё. Их создали в самом театре.
И в «Цирке Умвельт» — тоже есть птицы. Одна с прожектором вместо головы, другие — совершенно не отличимые от настоящих голуби, и все ведут себя «дрессированно» и своевольно одновременно. Непредсказуемо. Так и бывает в цирке, так и есть в жизни. Сиамские близнецы борются за свою «отдельность», канатоходка выполняет свой номер в красных туфельках на высоченных каблуках, наивный силач, поднатужившись, поднимает скрученные в узел тела «сиамцев», а его хитрый соперник не желает надрываться и уходит с арены...на руках. Кураж, азарт, улыбка до ушей, обманки, «смертельный номер»... Цирк как цирк, цирк как жизнь, где человек должен сам себя найти и поднять... Алису Олейник зрители и участники «Петрушки Великого» помнят по замечательной актерской работе в «Комнате Герды». Сейчас театр «Особняк» (Санкт Петербург) представил ее режиссерский дебют, действительно ломающий стереотипы. А жюри оценило спектакль «Цирк Умвельт», вручив специальный диплом «За творческий поиск».
На фестивале «Петрушка Великий» не было неинтересных спектаклей. Но был один, равного которому не оказалось (мы рассказывали о нем после премьеры, в июньском номере). И жюри призналось: споров на его счет не было. Лучший! Гран-при получил спектакль Екатеринбургского театра кукол «Гоголь. Триптих» в постановке Игоря Казакова (Минск, Беларусь). И еще одну — очень желанную фестивальными участниками награду — получили создатели этого спектакля. Премией «Признание» профессионального сообщества фестиваля награждены минские художники Денис Козлов и Ольга Дворовая.
Впереди у Екатеринбургского театра кукол знаменательное событие — 90 летний юбилей. Исторический день рождения — шестого ноября, но первое поздравление театр уже получил от «Петрушки Великого».