СУПЕР ОТ «ВЕЛИКОГО»: ПРОЕКТ И СКАЗКИ
Сегодня на Международном фестивале театров кукол публике представят международный проект вне конкурса и победителей конкурсной программы
Сегодня VI Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» подводит итоги. В 19.00 в последний фестивальный раз выйдут на сцену Театра кукол (ул.Мамина-Сибиряка, 143) создатели спектаклей, отмеченных жюри. Будет вручён и редкий на театральных фестивалях приз — коллегам от коллег — «Признание». Кукольное братство из разных стран мира выберет своего фаворита. Голосование ещё идёт. Фестиваль сегодня заканчивается, но представление продолжается.
Утром на малой сцене Театра кукол мы впервые увидим спектакль «Куку Тодоре», воссоздающий канувшее в Лету традиционное ярмарочное представление в Сербии. Его покажет театр «Байкамела» из Белграда. А самым последним фестивальным представлением станет «Супергерой». Программа-off — одна из «приправ» нашего фестиваля. Под занавес на сцену Камерного театра (ул. Пролетарская, 18) выходит реалити-шоу, созданное неформальным объединением театров Азии и Европы. Вчера мы познакомились с дебютантами «Петрушки» — артистами этого международного спектакля «Супергерой». Первыми на встречу в Дом актёра пришли Микаэль ПОЛЬМАН и Штефан ЕНДЕРЛЕ (Австрия), Хан САНГХУН из Республики Корея и Дражен ЧУЧЕК из Хорватии. Настроение перед премьерой на екатеринбургском фестивале у них отличное…
Вчера «супергерои» из Австрии (Микаэль ПОЛЬМАН), Гонконга (Тин Чак ЛЬЮНГ), России (Наталия КУЗНЕЦОВА), Тайваня (Шуанью ШЬЕН), Хорватии (Дражен ЧУЧЕК), Кореи (Хан САНГХУН), Японии (Томоко ИНОУЭ) рассказывали, как они дошли до такой «семейной жизни». Ведь Международный проект АССИТЕЖ (международная ассоциация театров для детей и молодёжи) так и называется: «Семья в стиле пэчворк», а «Супергерой» — его первый спектакль. Персонажи — молодые люди из разных стран, как и эти актёры, приезжают на конкурс, где и выберут этого героя. Они — конкуренты, но по мере знакомства становятся «семьёй», где уже не каждый за себя, а все друг за друга.
Австриец Штефан ЕНДЕРЛЕ отвечает в шоу за свет и звук и уверяет, что здесь необычно — всё. Помимо сценического антуража задействованы мультимедиа-ресурсы, и на чемоданах героев проецируются картинки из их жизни. Актёры рассказали, что у каждого героя есть чемодан, в котором — его прошлое, его мечты. И сами артисты тоже пришли в проект с чемоданом прошлого опыта, кто в труппе репертуарного театра, как актриса Екатеринбургского ТЮЗа Наталия КУЗНЕЦОВА, кто как фри-лансер. Каждый персонаж (актёр) рассказывает историю из своей жизни, смешную, грустную, трогательную, а российский драматург Михаил БАРТЕНЕВ соединил это в цельное реалити-шоу. Чемодан каждого заполнился иным новым опытом, с которым можно дальше идти по жизни. Артисты считают, что этот опыт международного культурного диалога дал им бесконечно много и как профессионалам, и как личностям. Спектакль впервые сыгранный в Сеуле в июле 2012 года, уже показан более 20 раз, только что его представили в Самаре на фестивале «Золотая репка». Теперь его «багаж» примет публика фестиваля «Петрушка Великий». И, судя по горящим глазам увлечённых артистов, «чемодан» зрительских впечатлений здесь тоже пустым не останется.
Жили-были у синего моря
В конкурсной программе «Петрушки Великого» две суперсказки. С них начинается детство каждого российского ребёнка, а взрослые знают их наизусть. Но, оказывается, мы можем понять с помощью этих сказок нечто совершенно новое.
Спектакль варшавского театра «Гулливер» (Польша) в постановке Евгения ИБРАГИМОВА представил «Сказку о рыбаке и рыбке» в удивительных подробностях, которые, как Золотая рыбка, всплывают здесь из глубин пушкинского текста. Старик жил со своею старухой тридцать лет и три года. Как же он, бедняга, столько выдержал с такой ведьмой? Простой вопрос получает наглядный и красивый ответ. Они жили у самого синего моря — счастливо. Разные масштабы сценического пространства, разного размера куклы-персонажи показывают это счастье дальним планом и крупным. Старик и старуха вместе любуются на кораблик, бегущий в волнах. Вместе забавляются игрой в чехарду козочек — прыжки через козла. Старик не только невод закидывает, он — художник. Старуха и пряжу прядёт, и для муженька вяжет. А тот щеголяет перед своей любезной молодечеством: чего стоит его «силовой аттракцион» с гирями!.. И всё это без слов, в присутствии автора — Пушкина (Георгий АНГЕЛОВ), который своими же стихами (по-русски и по-польски в переводе Юлиана ТУВИМА) подаёт необходимые действию реплики.
Но однажды старик поймал-таки эту Золотую рыбку — яркий огонёк в бездонном океане сцены. И старуху одолело искушение, белые козочки превратились в золотых бесов-искусителей. Старик не узнаёт свою любимую жену, но не перечит. Страдает, мучается, даже кидается с головой в синее море, однако Пушкин ныряет за ним и спасает. А когда «золотой» морок, дойдя до абсурда, отпускает наконец старуху к её разбитому корыту, старик утешает её, льющую слёзы, гладит по седым волосам. Он её любит. Он её прощает! Режиссёр Ибрагимов, и художник МИШАЛЕМ, и артисты «Гулливера» открыли непрочитанную нами в старой сказке философию любви и милосердия. Пушкинскую: «… и милость к падшим призывал».
Печка на прялке
Следом за «Рыбкой» на Малой сцене шла другая суперсказка. «Колобок» Большого театра кукол (Санкт-Петербург) такой тёплый, как деревенская печка, вязаный, войлочный и шерстяной. Режиссёр Руслан КУДАШЕВ и художники Андрей ЗАПОРОЖСКИЙ и Алевтина ТОРИК создали сцену на колесе прялки, персонажей из варежек и клубков, а печку — из валенка. Три актёра Ренат ШАВАЛИЕВ (Колобок), Мария БАТРАСОВА (Баба, Заяц, Лиса) и Денис КАЗАЧУК (Дед, Волк, Медведь) оживили тёплый мир такими разными персонажами. Деловитыми, ленивыми, инфантильными, хитрыми, меланхоличными. Так, Волк, у которого ни кола, ни двора, грустно воет на Луну и видит там не человечка, а красавицу-волчицу, стоящую на одной лапке, как балерина. Шепелявый Заяц старательно скрывает страх за строгим вопросом «Ф-фто такое?!». А Медведь убегает с криком: «Бабушка, он дерётся!» Напугал их Колобок, эгоцентричный и самодовольный. Победа над трусливым Зайцем внушила вязаному жёлтому шарику уверенность в собственной значимости и превосходстве: «Я! Я — Колобок!!!» Возгордился. Но на всякого самодовольного Колобка найдётся льстивая Лиса (эта красавица в спектакле — из оранжевого шарфа). Съела, конечно. А колобков из печки-валенка появляется потом удивительно много — каждому зрителю достался вязаный шарик.
На этих первых спектаклях-суперсказках была подтверждена и театрально аргументирована тема нашего VI Международного фестиваля «Театр кукол: от наивности ребёнка до мудрости философа».