СТРАШНЕЕ «ДВОЙКИ» ТОЛЬКО ПОЛТОРА ЗЕМЛЕКОПА
О спектакле «В стране невыученных уроков» Екатеринбургский театр кукол готовит к премьере постановку «В стране невыученных уроков» по мотивам одноименной повести Лии Гераскиной. Сюжет про хулиганистого мальчишку, который мечтает гонять мяч во дворе вместо зубрежки учебников, будет близок детям от восьми лет. Впрочем, спектакль увлечет и взрослых, которые еще не забыли то время, когда «двойка» была самой большой проблемой.
Главный герой спектакля – ученик четвертого класса Витя Перестукин, которому не очень-то даются школьные заботы. Однажды он получил сразу пять двоек. Мальчик появляется на сцене, с трудом волоча за собой из кулисы огромную красную цифру, и еще четыре отметки вываливаются из карманов. С таким грузом дорога домой кажется невыносимо долгой, а скрипучий голос учительницы Зои Филипповны так и звучит в голове: «Куда-а-а девается вода-а-а, которая испаря-я-яется с поверхности рек?»
Уже в этот момент каждый школьник в зале либо присоединится к переживаниям Вити, либо вспомнит о круговороте воды в природе, и рука сама потянется вверх для ответа. Такими эпизодами, в которых думаешь «у меня было точно так же» или «а я знаю правильное решение», наполнен весь спектакль.
Роль Вити исполняет харизматичный Степан Роскош, которому на самом деле уже тридцать. Впрочем, пацанского драйва ему не занимать даже у своего персонажа: взъерошенные волосы, рубашка, небрежно выпавшая из брюк, совершенно искренняя ненависть к учебникам и мечты о приключениях. Контрапунктом его живому образу большинство других персонажей появятся в виде гигантских планшетных кукол. Либо же – в исполнении актеров в масках, троекратно превышающих размер человеческой головы.
«Нам режиссер дал наставление: «Здесь вы должны отрываться, хулиганить. Спектакль должен быть “а-а-а-а”, на одной волне, легко, весело, непринужденно, Вспомните свое детство, как вы любили бегать, прыгать, скакать». И вот мы бегаем, прыгаем, скачем».
Степан Роскош, актер Екатеринбургского театра кукол, исполнитель роли Вити Перестукина
Перемещающиеся декорации и движущиеся вертикальные планшеты, динамичные смены сцен и экспрессивная музыка композитора Дениса Кудрявцева, работа света и дым-машины создают эффектное зрелище сказочного сумбура. Как заметит один из героев, кот Кузя в исполнении Алексея Пожарского, экшен в стране невыученных уроков – словно беспорядок в голове Вити. Над оформлением спектакля работала лауреат «Золотой маски», художник-постановщик Татьяна Нерсисян. Инсценировкой занимался режиссер Игорь Казаков, уже известный зрителям Екатеринбургского театра кукол по хитовому спектаклю «Гоголь.Триптих».
Постановка «В стране невыученных уроков» представлена в классическом прочтении. Текст, написанный в советский период, очень бережно приближен к сегодняшнему дню. Сюжет остался неизменным, в нем не будет упоминаний интернета, соцсетей и биткоинов. Зато каждая сцена наполнена юмористическими вставками, которые окажутся близки и детям, и взрослым. Из любопытных и неожиданных фишек – полтора землекопа в эстетике «Майнкрафта», стишок «Мама сшила мне штаны из березовой коры» в исполнении Вити, а еще Пушкин, Гоголь и Толстой в качестве судей в эпизоде «Казнить нельзя помиловать».
«Есть глубокое заблуждение о театре кукол, что это театр только для детей. Это огромная ошибка. В любом спектакле, даже для самых маленьких, мы всегда проводим линию специально для взрослых, чтобы им тоже было интересно смотреть».
Степан Роскош, актер Екатеринбургского театра кукол, исполнитель роли Вити Перестукина
В путешествии по стране невыученных уроков Витя будет исправлять свои же ошибки, допущенные в учебе. Спасая себя и других персонажей из беды, он поймет, как интересны и важны школьные знания, и докажет всем вокруг, что у него есть и сила, и воля, и сообразительность. Ну а вернувшись домой, мальчик пообещает себе старательнее учиться и наладит отношения с одноклассниками, которые дразнили его за неграмотность. У зрителей после спектакля остается ощущение причастности к доброй истории и радостное послевкусие. А может, кому-то тоже захочется немедленно исправить уродливые двойки в своем дневнике.
«Эта история никогда не устареет, потому что дети всегда хотят играть в футбол, бегать с друзьями, но их всегда будут заставлять учить уроки. Это и про сегодня, и про завтра, и про послезавтра».
Семён Вяткин, руководитель литературно-драматургической части Екатеринбургского театра кукол