СОЧИНЯЮЩИЙ... НА СЛУЖБЕ

30
Январь

В Екатеринбургском театре кукол, как и в любом другом, есть радиоцех, откуда транслируется музыка к спектаклю, идущему на сцене. Кажется, все как обычно, но только в кукольном заведующий этим цехом — необычный. Сергей СИДЕЛЬНИКОВ. Композитор, известный по музыке ко многим спектаклям и кинофильмам. Служит в театре кукол, где его мелодии звучат уже на протяжении 30 лет, его композиции и аранжировки сопровождают 50 спектаклей. Нынче у Сидельникова и личная круглая дата — 60-летие.

— Сергей Алексеевич, вы востребованный композитор, почему же так прочно связали свою судьбу с детским театром?
— Все идет от детства. Родился, учился, начал сочинять в Кирове. Вятская земля — песенная, фольклорная. Там люди поют чуть ли не с пеленок, в школах, начиная с младших классов, ребята все в хоре. И я в хоре пел. А вот когда исполнилось пятнадцать, мне случайно попалась газета с объявлением о конкурсе на лучшую музыку к стихотворению Константина Ибряева «Перемена». Вот тогда и сочинил свое первое музыкальное произведение. Как бывает в юности, написал, отправил и забыл. Прошло время, и вдруг узнаю, что моя музыка к «Перемене» признана лучшей. Песня лирическая, с нежной мелодией, зазвучала на радио. В то время я уже учился в училище искусств на дирижерско-хоровом отделении. Стал писать музыку, делал хоровые оркестровки,
должен был стать дирижером-хоровиком, но мечтал о профессии дирижера симфонического оркестра. С этой мыслью после окончания училища поехал в Москву поступать в консерваторию. Но там на отделение дирижеров-симфонистов прием уже был закончен, и я поступил на отделение композиции. Правда, мне предложили посещать занятия и у дирижеров, причем в группе Геннадия Рождественского. Посещал «уроки» на двух отделениях. Но «лямку» такую долго не смог тянуть. И остался на композиторском.
Учился Сидельников у известного педагога Евгения Кирилловича Голубева, который был выпускником самого Сергея Прокофьева. В годы учебы Сергей не раз слышал музыку Альфреда Шнитке, который тоже был учеником Голубева.В консерваторские годы Сидельников не вылезал из театров, концертных залов, узнал, услышал много старинной русской и зарубежной музыки, знакомился с новыми, впервые исполняемыми сочинениями. Все это пригодилось, когда начался самостоятельный творческий путь.
Окончив Московскую консерваторию и ее аспирантуру, молодой композитор приехал в Свердловск-Екатеринбург, активно занялся преподавательской деятельностью в Уральской консерватории. Он разработал уникальный авторский курс «Электронные музыкальные средства в композиторском творчестве», заслуживший высокую оценку в профессиональных кругах. Был одним из организаторов и участ¬ников всероссийских фестивалей электронной музыки, проводившихся на базе Уральской консерватории. И в то же время он создает студию звукозаписи, базирующуюся в Екатеринбургском театре кукол, ведь еще с детства тяготел к музыке для детей. И все чаще и чаще стал сочинять именно ее.
— Мне нравится, — говорит Сергей Алексеевич, — общаться с детьми. Может быть, поэтому музыка для них у меня получается. Детская — не значит упрощенная, кстати, писать ее очень сложно. В ней должны быть загадка с волшебством, непосредственность и жизнерадостность. И конечно, запоминающаяся мелодия.
— Очень люблю Новый год, — продолжает композитор. — Праздник, в первую очередь для детей. С огромной радостью дарю к нему ребятам свою музыку: ведь ребенок приходит на свой главный праздник в году, поэтому должен увидеть и услышать то, чего никогда не встречал.
Уже пять лет новогодние елки в резиденции губернатора идут с моей музыкой. Когда вижу счастливых чертиков в детских глазах, это самое большое признание. Отрадно, что в дальнейшем большинство песен продолжают свою жизнь — их поют.
— С вашей музыкой идут и спектакли в Екатеринбургском ТЮЗе.
— С ТЮЗом у меня тоже давняя дружба, началась она, кажется, со спектакля «Абракадабра», который ставили актеры-режиссеры Владимир Сизов и Владимир Иванский. С их легкой руки уже несколько десятков лет продолжается это совместное творчество. Последняя моя работа — пять спектаклей, поставленных актером-режиссером Олегом Гетце: проект «У школьной доски». Работалось с Олегом удивительно — очень умный, добрый человек, прекрасный профессионал, мастер своего дела. Рад, что эти спектакли не прошли незамеченными: ТЮЗ вместе с моей музыкой стал лауреатом премии Татищева и де Геннина.
...Композитор Сидельников признан не только в сфере театрального искусства, но и в кинематографе. Он автор музыки более чем к 150 фильмам — игровым, документальным и анимационным, многие из которых стали призерами престижных кинофестивалей: Венецианского («Первые на Луне», режиссер А. Федорченко), Лейпцигского («Аменция», режиссер С. Айнутдинов, «Неизвестный Путин. Мир и война», режиссер С. Мирошниченко). За фильм «Первые на Луне» композитор в составе съемочной группы получил премию губернатора Свердловской области.
Сидельников еще и тонкий аранжировщик. Одна из последних значительных удач на этой стезе — партитура спектакля «Садко» в кукольном, созданного по мотивам одноименной оперы Н. Римского-Корсакова. До этого у Сергея Сидельникова-аранжировщика было интересное новое музыкальное прочтение цикла фортепианных пьес М. Мусоргского «Картинки с выставки» — легендарный спектакль театра кукол.
— Сергей Алексеевич, приближается ваш юбилей...
— Нет-нет, никаких торжеств. Пять лет назад был мой творческий вечер «Судьбу связав с театром и кино» по случаю 55-летия и 25-летия сотрудничества с Екатеринбургским театром кукол. Шел спектакль «Тристан, Изольда, Марк, Брангена», который показали студенты-выпускники кафедры музыкального театра Екатеринбургского театрального института (мастерская профессора Кирилла Стрежнева). Кстати, с этой кафедрой сотрудничаю на протяжении многих лет, сделал немало аранжировок для мюзиклов. Так вот, тот вечер до сих пор в памяти. Хватит, повторяться не хочу, ни к чему все эти торжества. Лучше дальше буду писать.

...Мне вспомнились слова, сказанные в адрес уральского композитора: «Музыка, созданная Сидельниковым, всегда отличается блеском аранжировки, ярким мелодизмом, тонкостью и изобретательностью гармонического языка».

К списку публикаций