СМЕХОТЕРАПИЯ СКВОЗЬ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ УЖАС

20
Октябрь

Интервью с режиссёром-постановщиком Игорем Казаковым

26 и 27 октября в Екатеринбургском театре кукол премьера спектакля «Зойкина квартира». Постановочная группа хорошо известна зрителям: режиссёр-постановщик Игорь Казаков («Гоголь. Триптих», «В стране невыученных уроков»), режиссёр по пластике Роман Каганович («Гоголь. Триптих»), художник-постановщик Татьяна Нерсисян («В стране невыученных уроков»). Музыку к постановке пишут екатеринбургские кукольники – Кирилл Лихин и Лариса Паутова. Репетиции идут полным ходом, но режиссёр нашёл окошко в своём графике, чтобы рассказать о новой постановке.

– Почему выбор пал на пьесу Михаила Булгакова «Зойкина квартира»? В чём, на ваш взгляд, она перекликается с сегодняшним днём?

– Эта история мне кажется звеняще актуальной сегодня. Потому что в мире происходит много всего. Люди растеряны и не понимают, как им поступить в той или иной ситуации. Такой, как бы, «нервяк», в котором они начинают делать какие-то необдуманные, очень странные, и при этом вынужденные поступки. Этот спектакль о людях, которые оказались на сломе литосферных плит истории. Они пытаются выжить, приспособиться. Пытаются бороться с этими обстоятельствами, бежать от них. Порой, переоценивая свои возможности. Я не первый раз обращаюсь к теме эскапизма, внутреннего или географического. И каждый раз попытка бегства это такая авантюра, это такое приключение, где много подводных камней. И чаще всего эта авантюра оказывается иллюзией, разбивающейся о суровую действительность, которая не совпадает с ожиданиями человека. Отсюда большие фрустрации. И чем больше в этой истории авантюризма, приключений, пафоса, свободы, эскапизма, бегства, тем безжалостней история катится к своему концу, как снежный ком. Это такой абсурд Камю.

– Жанр спектакля заявлен как «трагикомичный балаган». Почему?

– На самом деле это очень смешная пьеса. Булгаков написал её абсолютно гениальным языком. Тут я бы привёл цитату Теффи: анекдот всегда смешной для тех, кто видит ситуацию снаружи. Для того, кто внутри анекдота – чаще всего это трагедия. Этот спектакль такая смехотерапия. С одной стороны, смех лечит. А с другой – здесь есть возможность посмотреть на то, как люди живут в тяжёлых обстоятельствах, в сложное время.

– Главная идея спектакля в смехотерапии?

– Идея, мне кажется, очень проста – любая иллюзия может оказаться, пусть даже самым красивым, но самообманом. Мне не хочется делать эту историю про моралите. Потому что очень сложно судить о поступках людей, заглядывающих в бездну отчаянья.Это такой разговор про выбор, который иногда предстоит делать людям в тяжелых обстоятельствах. Тяжелый, но выбор… Такая предварительная работа над собой, над своими ошибками.

– Почему именно в куклах?

– Это очень кукольная пьеса. Потому что эта история – гротеск, сюр! Куклы сами по себе уже сюр, поэтому они как бы помогают переступить эту бытовую грань. Мы часто прибегаем к знаку. Кукла явление очень красноречивое и порой говорит намного больше, чем мы можем выразить. Поэтому мы используем огромное количество кукол.

– Какие куклы будут задействованы в спектакле?

– В пьесе очень много разных знаковых персонажей. Это Зойка, обитатели квартиры, управдом, какие-то уплотнители, которые выселяют и уплотняют. Совершенно разношёрстная публика, разная наволочь. Все эти персонажи очень колоритно и символично решаются в куклах. Поэтому и куклы совершенно разные, вплоть до самых маленьких перчаточных. Сам Михаил Булгаков даёт много ремарок на этот счёт. У него в пьесе написано: «На сцене не то манекены похожие на женщин, не то женщины похожие на манекены». Эти слова нас вдохновили на решение многих персонажей. Не то женщина, не то манекен. Не то домком, не то гидра, которая утверждает: «Я всюду могу проникнуть». И это действительно такая многоножка, всюду может проникнуть, в любую дверь, в любую щель этой несчастной квартиры. Или Гусь Ремонтный – огромный мешок, туго набитый деньгами. Аметистов, который появляется как черт из табакерки каждый раз откуда не возьмись, даже из пивной чашки. Куклы помогают нам выразить всякие экзистенциальные вещи, весь абсурд происходящего.Сама квартира Зойки мне кажется каким-то отдельным и очень образным персонажем. Это такой мир, где пересекаются иллюзия возвышенного и житейская проза. Весь наш спектакль такой сюр, такое двоемирие, противоположность двух реальностей, где одна реальность фантазии, иллюзии, романтизма, а вторая абсолютно суровая, бытовая действительность. С одной стороны, это паноптикум всех этих персонажей: нуворишей, бывших дворян, мелких коммерсантов и жуликов. С другой стороны, это метафора. Зойкина квартира – это больной социальный организм, который, собственно говоря, обостряет проблему, превращая сотрудничество всех этих лиц, представителей разных каст и культур, в настоящую комедию положений, в гротеск и сатиру. Поэтому всё очень бойко, весело, задорно и достаточно хулигански. 

 – Какой реакции вы ждёте от зала?

– Я думаю, что зрителю будет очень смешно. В спектакле звучит живая музыка в исполнении ансамбля театра кукол. Мне кажется эта история многообещающая. Она будет интересной в первую очередь для людей, которые вообще ни разу не были на кукольных спектаклях. Для них это будет открытием театра кукол, как совершенно удивительного, парадоксального вида искусства.

Вопросы задавал Семён Вяткин.

К списку публикаций