СКАЗКА И ИСТОРИЯ ПРО ДЕВОЧЕК И КУКЛУ

16
Июль

/Отрывок из статьи/

В «детском» месяце июне — лето! каникулы! — два екатеринбургских театра под занавес сезона снова показали свои майские премьеры для маленьких зрителей. Спектакли сказочные, увлекательные, об очень серьезных вещах, которые и в нежном возрасте узнавать не рано. Оба — кукольные: по способу существования, по игре с предметами, с участием «оживающих» кукол. Хотя один из них поставлен в ТЮЗе, а другой — да, в Театре кукол.

 

БЛОКАДНИЦА ИЗ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ДЕТСКОЙ

Рассказ Геннадия Черкашина «Кукла» — снова «несценичная», как у Чарской, проза — стал основой одноименного спектакля в Екатеринбургском театре кукол. Режиссер и художник спектакля-рассказа — тоже актер: артист театра Николай Бабушкин. Его режиссерские опыты несколько лет назад начались новогодними представлениями для малышей, продолжились репертуарными спектаклями (сорежиссер постановок Алла Антипова) «Теремок», «Морозко», «Серая Шейка», «Золушка»... А блокадная история «Кукла» — это его дипломная работа как профессионального режиссера

в Екатеринбургском театральном институте.

Куклы в «Кукле» маленькие — шарнирные: «словно смотришь в бинокль перевернутый...» Блокада Ленинграда для нынешних малышей очень-очень давнее прошлое. Может быть, они еще не доросли (опять «6+») до этого рассказа? Доросли, как становится ясно по тишине в зрительном зале, — до сопереживания, до сострадания.

В спектакле заняты всего три актера. Заслуженная артистка РФ Алла Антипова, артисты Наталья Елисеева и Максим Удинцев. В их исполнении мы и видим всех персонажей — куклу, девочку, маму, дедушку, бабушку, старуху у Невы, продавца комиссионного магазина, надменную тетку, въехавшую уже после прорыва блокады в профессорскую квартиру и разорившую ее, как захватчик. И даже жеребенка Гришку, похожего на деревянную лошадку из довоенного детства. Он так отчаянно пытается догнать маму и девочку, которые

возвращаются наконец-то в Ленинград...

Белая летящая штора в окне, у которого сидит прекрасная кукла Маша, становится холод ным снежным покровом, саваном на блокадном городе. Чай «Белая ночь», который пьют у печки-буржуйки старый профессор и его семья, оказывается, просто кипяток, потому что чая в Ленинграде уже не было. Как же мерзли эвакуированные ленинградские дети в городе Мышкине — даже летом, словно с ними «эвакуировалась» лютая блокадная зима...

Кукла Маша для девочки больше, чем кукла. Не случайно только у этого безмолвного персонажа есть имя. Маша — и подруга, и ребенок, и красота, и все-все-все, что связано с прежней мирной жизнью. В этом спектакле просто, проникновенно и понятно даже малышу показаны

не ужасы трагических военных лет, а личные чувства и переживания девочки, оставившей в Ленинграде дедушку, бабушку, родной дом и куклу — и навсегда их потерявшей. Девочка взрослеет с потерями и сможет стать маминой утешительницей: «Ничего, ничего...» Как считала уже помянутая выше Лидия Чарская, с этикой души ребенка нужно

обращаться нежно. Вот так нежно, лирично спектакль «Кукла» приходит с трудной жестокой темой к своим зрителям.

Опять «девчоночья» история? Но вспомним одного мальчика, ставшего знаменитым благодаря книге своего отца. Кристофер-Робин спросил: «Папа, как ты думаешь, Винни Пух живой?» А тот ответил: «Нет, но он — настоящий».

 

К списку публикаций