СКАЗКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

07
Август

Каждый из нас в детстве был режиссером собственного купольного театра, сценаристом и непосредственным участником захватывающего спектакля. Но лишь для немногих в будущем это стало профессией. Евгений Сивко, главный режиссер Екатеринбургского театра кукол, заслуженный артист РФ, уверен: детство — первоисточник, и никогда не поздно к нему обратиться, чтобы что-то понять в своей уже взрослой жизни.

— Евгений Владимирович, в какой момент жизни вы поняли, что театр должен стать вашей профессией?
— Признаться, я сомневаюсь в правильности своего выбора практически ежедневно, и вот уже 20 с лишним лет задаю себе вопрос: а тем ли я занят? Может показаться, что это несложная задача — преобразовать язык текста в театральное повествование, но на самом деле работа режиссера и сценариста — титанический труд. Приходится открывать что-то новое для себя, для артистов, рождать новые формы в процессе постоянных театральных экспериментов. И когда все получается. уверенность в правильности выбора растет, когда результатом доволен не в полной мере, возникают некоторые сомнения. В душе, конечно, я по-прежнему актер, все тот же кукловод, как и много лет назад, когда впервые перешагнул порог театра.
— Кукла — создание противоречивое. Она может быть податливой или, напротив, капризной, может вызывать интерес у зрителя или же казаться ему вещью примитивной. Вы согласны, что у каждой вашей «подопечной» есть душа?
— Душа, конечно, есть, как есть и свой неповторимый характер. Могу сказать, что мне, несмотря на опыт, кукла до сих пор не всегда подчиняется. Причем многое зависит от настроения «напарницы»: на репетиции она слушается, а во время выступления все идет не по плану. Капризы, не иначе. Особенно это относится к марионеткам, количество нитей которых достигает иногда сорока штук. А вообще в Екатеринбургском театре «играют» куклами разных типов и конструкций: «перчатки», марионетки, тростевые, планшетные — плоские куклы, которыми руководят несколько человек, и каждый из них отвечает за определенную часть тела куклы. Но это — четыре основных типа, а еще у нас есть тантамарески и куклы, которые не классифицируются традиционным способом.
— На что способна кукла? Только ли развлекать своего зрителя?
Куклы для меня — эта знак, метафора, а их жизнь на сцене — многоплоскостная фантазия. И необязательно куклой называть предмет с руками, ногами и головой. Что может рассказать историю? Да что угодно! Стул, внезапно оживающий и существующий в собственном пространстве, чайник, картина, мирно висящая на стене. Все это очень символично, образно и, безусловно, наполнено глубоким смыслом. И задача режиссера заключается в том, чтобы представить зрителю жизнь со сцены неким чудом, дать возможность домыслить, дофантазировать, продолжить рефлексировать на тему увиденного после спектакля. Другими словами, подарить ключик к творчеству.
— Сложился такой стереотип, что театр кукол работает исключительно для детей и является в своем роде фабрикой развлечений. Однако в репертуаре Екатеринбургского театра кукол на равных правах существуют спектакли и для взрослых, и для детей.
— Это концепция нашего театра. У нас есть свой взрослый зритель. Тот, кто хоть раз побывал на кукольных спектаклях по произведениям Акунина, Достоевского, Шекспира, непременно приходит в театр еще раз. Но чаще взрослые полагают, что спектакли, где главными героями становятся куклы, для детей. А ведь приемы воздействия ку кольного театра на взрослого человека куда более сильны, нежели в драмтеатре или опере. Поясню. Так называемый «взрослый театр» предполагает большое количество текста. Мы же используем минимум слов, но при этом максимум визуальных эффектов. Обостряем ситуацию, накаляем атмосферу и выдаем зрителю концентрированную эмоцию. Яркий пример — творческая лаборатория, где показывали один и тот же этюд, как герой сходит с ума. Что делает актер драмтеатра? Мучительно долго ходит по сцене, читает монолог, бросает эффектные взгляды в зал. Что делает актер театра кукол? По сути, ничего. Он молчит, лишь едва прикасаясь к окружающим вещам, которые внезапно начинают двигаться. Встает с кровати — и она взмывает под потолок. Впечатления зрителей от двух увиденных этюдов были практически противоположными. Накал страстей в последнем, по всеобщему признанию, оказался более действенным.
— Всегда ли режиссерский замысел воспринимается зрителем правильно? Бывали случаи непонимания?
Бывали. Как раз недавно мы показывали спектакль «Пиноккио» по мотивам повести Карло Коллоди, отметившей в этом году 130-летний юбилей. Эта была совместная работа Екатеринбургского театра кукол и «Цахес-театра» из Флоренции. Приключения незадачливого Пиноккио разыгрывались артистами 8 масках, и в финале пьесы, когда деревянный мальчишка таки превращался в настоящего мальчика, актер снимал маску. На мой взгляд, получился красивый, трогательный, немного страшный и не по-детски серьезный спектакль. Однако не все зрители оценили режиссерский замысел. И прежде всего потому, что в спектакле была затронута тема соприкосновения со смертью.
— Книга Коллоди — непростая литература. Она мрачновата, поучительна и совершенно не похожа по настроению на «Золотой ключик» Толстого. А зрители наверняка рассчитывали увидеть беззаботного и вечно улыбающегося Буратино?
Именно! Эта сказка была написана по заказу педагогического журнала, поэтому она очень дидактична. В Италии совершенно другой менталитет, и «Пиноккио» Карло Коллоди, а позднее и спектакли по мотивам этого произведения всегда воспринимались зрителями в контексте авторской задумки. Нам же пришлось адаптировать пьесу. В частности потому, что для детской культуры, которая сложилась в нашей стране, тема смерти табуирована. Но, конечно же, полностью убрать все мрачные сцены из спектакля мы не могли, иначе зачем было вообще его ставить? Возможно, мы ошиблись в возрастном цензе: сейчас на афише красуется маркер 8+. Кстати, дети как раз хорошо восприняли нашу постановку. Ругались взрослые. Самое главное, спектакль никого не оставил равнодушными, повлек за собой размышления, и это уже хорошо.
— Есть ли в репертуаре театра спектакли-долгожители? Что определило их успех когда-то и что подогревает к ним зрительский интерес по сей день?
— Да, такие спектакли есть: «Синюшкин колодец», «Стойкий оловянный солдатик», «Баллада о морской царевне», «Потешки». Что определило их успех когда-то? Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Никто не знает. Это загадка. Понимаете, есть очень интересные театральные работы, на которые по каким-то причинам зритель не идет. А есть банальные постановки, незамысловатые, но их прокатной судьбе можно только позавидовать. Я не раз пытался найти объяснение, в чем здесь подвох: дело в неудачном названии, в сюжете? Нет! Это нечто необъяснимое.
— Успех спектакля для взрослых «Картинки с выставки», который идет вот уже почти 20 лет, тоже стал сюрпризом для творческой команды театра?
— Этот спектакль стал судьбоносным в жизни театра. И его успех был вполне ожидаемым. С приходом этого спектакля в наш репертуар мы стали постепенно приближаться к высокой планке, которую сами себе же и установили, и предлагать на профессиональные творческие смотры работы в разных жанрах. «Картинки с выставки» стали новым словом, открытием для коллег и для зрителя, в первую очередь. И я приглашаю всех, кто еще не видел эту постановку, в Екатеринбургский театр кукол. Приглашаю взрослых, ведь обнаружить в себе ребенка — значит обрести изначальную целостность: внутренние миграции из реальности в детство могут быть даже полезными!

К списку публикаций