СЕКРЕТЫ ИЛЛЮЗИОНА

29
Декабрь

Если я скажу, что за кулисами Театра кукол сегодня готовится спектакль, который, однажды увидев, захочется посмотреть еще раз, вы, очевидно, не поверите! И я бы тоже не поверила, если бы собственными глазами не наблюдала за тем, что вытворяют на сцене куклы. Эти, в сущности безделушки, податливые герои нашей детской фантазии в пародийном спектакле «Иллюзион» неузнаваемы. Они насмешливы, дерзки и, кажется, совсем не подвластны своим хозяевам, как, впрочем, и драматургическому ходу спектакля, который представляет собой не то триллер, не то притчу, не то сказку, не то быль. Словом, куклы играют в нашу жизнь, да так ловко и находчиво это делают, что вместо сцены видишь будто бы карикатурное зеркало. И потому если поначалу просто хохочешь, то, осознав этот горький факт, хохочешь уже рыдая.

Чего стоит, например, увидеть хотя бы фрагмент с фартуком, который я бы назвала фартуком матушки Кураж (его актриса надевает на платье). В аккуратно сшитых карманах-ложах посажено по кукле-марионетке. Все они соединены со своеобразным пультом управления. Нужно утихомирить «детишек» – «матушка» нажмет на кнопочку, толпа замолчит. Точь-в-точь – Дума и ее председатель. И эти блестящие лысины на яйцеобразных головах и этот оживленный «гур-гурчик», и это полное безразличие к собеседнику – так обнажить наших политиков не каждый и сатирик-то способен. Только об этом подумаешь, как они оказываются зрителями (все-таки иллюзион, мгновения не повторяются!), которые попрежнему болтают, что-то кому-то выкрикивают и совершенно не обращают внимания на то, что делается теперь уже не на трибуне, а на сцене. А на сцене в это время несчастный и уже больной от равнодушия актер силится произнести монолог «Быть или не быть». Не сумев справиться с толпой (великая сила!), он снимает штаны, обнажает свою, извините, задницу, срывает дикие аплодисменты и … стреляется. Ну чем не Шекспир?!.

Но на этом авторы не останавливаются, ибо насколько жизнь банальна, настолько она и загадочна. Одарив человек талантами, судьба нередко помещает его в лабиринт ситуаций, выйти из которого духовно целым и невредимым не каждому под силу. Она поступает точно так же, как это делает в сказочном представлении факир с помощью своего черного волшебного ящика. В него он помещает доверчивого доброго Петрушку. Пошутив слега над несчастным, он пытается его оживить. И тут начинается один из самых зрелищных фрагментов спектакля. Кукла оживает, но уже в совершенно ином качестве. Из обыкновенной «земной» она будто бы превращается в невесомую. Голова, руки, ноги куклы, ведомые разными актерами, скользят в ритме танца по воздушному пространству, удивляя и восхищая гармонией движений. А черный фон, на котором все это происходит, как бы придает бесплотной кукле объемность, делает ее зримой. Конечно, в мировой практике, да и в отечественной, подобные технические приемы не в новинку, но собранные воедино, представленные на одной сцене, в одном спектакле (есть даже куклы-скульптуры, танцующие свой менуэт, наверное, так же, как это должны были делать фарфоровые статуэтки в сказках Андерсена), они полнее рассказывают о себе, о своих возможностях, забытых, а, быть может, и не всем известных. Показать все эти «кукольные способности», а заодно и сам кукольный театр поднять до философских вершин – и было одной из задач авторов «Иллюзиона». Во всяком случае, замысел спектакля, по словам Андрея Ефимова, его автора и режиссера, заключался в соединении кукол всего мира в один сюжет, который, в свою очередь, должен был строиться на конфликте межу актером и куклой.

Видимо, финальная сцена спектакля и является разрешением этого конфликта. Представьте ночное небо, полное далеких звездочек и огонь, летящий навстречу вам. Под нарастающие звуки чудесной музыки (а она в спектакле, надо заметить, одно из главных действующих лиц) огонек вдруг превращается то в бабочку, то в человечка, гибкого и подвижного на фоне бездонного неба. Куклы нет. Есть только ее силуэт, созданный тремя горящими красными точечками и ритмичностью жеста. Признаться, такого я не видела никогда, хотя и была поклонницей прославленного кукольного театра Образцова. Безусловно, эта сцена в спектакле является символом совершенства, красоты и мудрости. И каким бы специфическим, на мой взгляд, ни выглядел драматургический конфликт, она эффектна, и потому доступна для понимания любому зрителю. Но, как и положено быть мечте, не она все же является главной в этой иносказательной истории, а тот земной путь, который проходит человек-кукла до своего духовного очищения (если оно вообще когда-либо наступает). Да и не звездочкой, зовущей и прекрасной, чаще всего оказывается это очищение в жизни (как следует это из спектакля), а памятником непризнанному гению.

Но есть и другой вид гармонии, подсказывают нам авторы, - совершенство музыкальных звуков, не важно, что танцоры – всего лишь карикатурные карлики. Кстати, такого Буратино (с длинным кривым носом) и такую Мальвину (даму преклонных лет), думаю, авторы могли подсмотреть только в детских рисунках. Своей неопытной рукой юные художники нередко выводят такие перлы, которые для взрослых неожиданно становятся философскими озарениями.

Словом, «Иллюзион» – спектакль с «секретиками», которые можно разгадывать бесконечно. И вам представится такая возможность в новом году!

К списку публикаций